Э.Д. Гетманский
«Героями не рождаются, ими становятся»
Три туляка-земляка Б.Ф.Сафонов, И.А.Воробьев, М.Г.Фомичев за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, удостоены звания Героев Советского Союза дважды. Для них выполнил мемориальные книжные знаки тульский художник В.Н.Чекарьков.
Сафонов Борис Феоктистович (1915-1942) — участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза. Борис Сафонов родился 13 (26) августа 1915 года в селе Синявино, ныне Плавского района Тульской области. Окончив с отличием семилетку, поступил в Тульскую железнодорожную школу ФЗУ, в 1930 году занимался в планёрной школе, которая впоследствии была переименована в Тульский аэроклуб. Именно там формировались необходимые для пилота качества — самостоятельность, уверенность в своих силах, выдержка и дисциплинированность. В числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, где его инструктором была Валентина Гризодубова, ставшая впоследствии Героем Советского Союза и вписавшей немало славных страниц в историю советской авиации. Летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба, Сафонов направился учиться в старейшую военную школу пилотов, находившуюся в городе Каче близ Севастополя. В конце ноября 1934 года, в девятнадцать лет, Борис Сафонов стал летчиком-истребителем. По технике пилотирования, воздушной стрельбе и знанию материальной части Сафонов получил высшую оценку. Кроме того, в характеристике было отмечено, что он обладает быстрой реакцией в воздухе, находчив, сообразителен и в достаточной степени инициативен.
Сафонов был направлен лётчиком в 7-ю отдельную авиационную эскадрилью имени Дзержинского 2-й авиабригады Белорусского военного округа (позднее — 106-я истребительная авиаэскадрилья имени Ф.Э.Дзержинского, а затем 15-й истребительный авиаполк имени Ф.Э.Дзержинского). Здесь целеустремленный летчик сразу был замечен не только командиром отряда И.Якубовичем, но и командиром бригады, впоследствии начальником ВВС РККА Я.Смушкевичем. Во время воздушных стрельб среди летчиков развернулось негласное соревнование — кто первым поразит «конус» (воздушную буксируемую цель). Каждый старался отыскать что-то свое, наиболее эффективное. Сафонов выработал свой метод, который переняли все летчики эскадрильи. Впоследствии этот метод отлично зарекомендовал себя во время войны. В Белоруссии Сафонов женился на Евгении, выпускнице Витебского мединститута. У них родился сын Игорь. Когда встал вопрос о выборе дальнейшего места службы, Сафонов сразу же записался на Север и в конце декабря 1939 года в составе 2-й авиаэскадрильи 15-го ИАП прибыл на Северный флот. Эскадрилья вошла в состав недавно сформированного 72-го смешанного авиационного полка ВВС Северного Флота, где молодой лейтенант Сафонов был назначен на должность командира звена 1-й истребительной эскадрильи, летавшей на самолётах И-15бис.
72-й смешанный авиаполк ВВС СФ, в том числе и его 1-я эскадрилья в которой служил Б.Ф.Сафонов, принимал активное участие в боевых действиях на Петсамском направлении, совершая налёты на вражеские объекты в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов. В основном боевые вылеты носили характер воздушной разведки в связи с практически полным отсутствием финских ВВС и ПВО в данном регионе. 29 апреля 1941 года на основе четырёх только что полученных с Горьковского завода № 21 истребителей И-16, в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, возглавил которую старший лейтенант Сафонов. С началом Великой Отечественной войны он отличился в воздушных боях с люфтваффе. Свою первую победу Сафонов одержал вечером 24 Июня 1941 года, вылетев на своем И-16 на перехват разведывательного Ju-88. 27 июня 1941 года Сафонов сбил. разведывательный самолет Хеншель Hs-126. В воздухе для Сафонова не было мелочей — всё было подчинено достижению победы. В схватку Сафонов никогда не бросался сломя голову — бессмысленная храбрость могла дорого стоить в бою.
Например, однажды пятерка И-16 встретила в небе около 20 немецких бомбардировщиков, но, несмотря на выгодную позицию, Сафонов не отдал приказа об атаке. И он оказался прав — вскоре сверху была замечена группа истребителей Мессершмитт Bf.109 (Ме-109) сопровождения. Тогда Сафонов увел свою пятерку назад, а потом неожиданно атаковал бомбардировщики со стороны солнца. Три самолёта сразу же были сбиты, и пока враг не опомнился, сафоновцы произвели второй заход, отправив к земле ещё один «Юнкерс». Когда в бой вступили Ме-109, они были встречены лобовой атакой, после чего И-16 выстроились в оборонительный круг, который немцы уже не смогли разорвать. К началу января 1942 года Б. Ф. Сафонов был награждён двумя орденами Красного Знамени (14 июля и 8 ноября 1941 года). К 28 августа на счету капитана Сафонова было уже 10 побед, Среди сбитых им были: Хейнкель He 111, пять Юнкерс Ju 88, два Хеншель Hs-126, Юнкерс Ju-87 и Мессершмитт Bf.109 (Ме-109). 15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь. 16 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К моменту опубликования данного Указа, на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 — на счету её командира.
Через месяц командование ВВС СФ вверило майору Сафонову вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, оснащённый британскими самолётами Хоукер Харрикейн (Hawker Hurricane). Командующий ВВС наделил Сафонова правом подбирать летчиков по собственному усмотрению. В полк были направлены 8 бывших инструкторов, имевших хорошую летную подготовку. Среди тех, кто обязан своим становлением Сафонову, известные асы Н.Бокий, В.Покровский, П.Климов, П.Орлов, З.Сорокин, П.Сгибнев, Н.Диденко (13 из них — Герои Советского Союза). Вооружение полка составили 27 «Харрикейнов». Англичанин Хуберт Гриффит вспоминал позднее о Сафонове: «Это был более чем способный пилот, выдающийся стрелок, как позднее выяснилось в соревнованиях по стрельбе из пистолета. Сафонов был типичным русским, коренастым, солидным, методичным и неторопливым». 15 января 1942 года Б.Ф.Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени. В начале марта 1942 года четырём лётчикам-североморцам (и среди них Б.Ф.Сафонову) за сотрудничество в рамках операции «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой, глава британской миссии генерал-лейтенант Макфарлан вручил высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
30 мая 1942 года подполковник Б.Ф.Сафонов, будучи уже командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка ВВС СФ, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов арктического конвоя PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника звено распалось, и Борис Сафонов остался в одиночестве. Он передал по радио, что сбил три бомбардировщика Ю-88, после чего связь с ним оборвалась. Последними его словами были: «Мотор подбит, иду на вынужденную». Точная причина гибели Сафонова неизвестна. По одной из версий (позже объявленной официальной), его американский истребитель Р-40 «Киттихаук» потерпел катастрофу из-за неполадок в моторе. Также возможно, что самолёт Сафонова был сбит оборонительным огнём бомбардировщиков, о чём была сделана запись в оперативной сводке 2-го ГКАП за 30 мая. Падающий самолет, предположительно самолет Сафонова, видели с эсминца «Валериан Куйбышев», тогда же было зафиксировано и место его гибели: 69 градусов 51 минута северной широты и 34 градуса 42 минуты восточной долготы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года Сафонов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». К этому высокому званию он был представлен Наркомом ВМФ Н.Г.Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года — за три дня до своего последнего боевого вылета. Сафонов стал первым в годы Великой Отечественной войны, кому вторично было присвоено звание Героя Советского Союза.
Сафонов не прожил и 27 лет, провоевал менее года, половину этого срока в должности командира полка, при этом около месяца проболел и находился в госпитале. Он сражался на машинах, в техническом плане существенно уступавших самолетам противника, ему не довелось оценить боевой мощи «Лавочкиных», «Яков», но он был первым из советских лётчиков кто уже в мае 1942 года имел на боевом счету 20 самолетов противника уничтоженных лично, и еще 5 в групповых боях (есть свидетельства, что лично уничтоженных самолетов у Сафонова было больше, до 30 шт.). Награды Бориса Феоктистовича Сафонова — медаль «Золотая Звезда» к званию Герой Советского Союза (16 сентября 1941 года); медаль «Золотая Звезда» к званию дважды Герой Советского Союза (14 июня 1942 года); орден Ленина (1941); орден Красного Знамени (1941); орден Красного Знамени (1941); орден Красного Знамени (1942); Крест «За выдающиеся лётные заслуги» [Великобритания] (19 марта 1942 года). Имя Сафонова носит 2-й гвардейский истребительный Печенгский Краснознамённый авиационный полк имени Б.Ф.Сафонова ВВС СФ. Именем героя назван посёлок в Мурманской области — посёлок Сафоново. Бюст Б.Ф.Сафонова, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен в пос. Сафоново на Аллее Героев около музея ВВС СФ. Бюсты Героя установлены в Североморске, на аэродроме Североморск-1, в Мурманске и Плавске (у средней школы № 2, напротив федеральной трассы Москва-Крым).
Имя лётчика-североморца присвоено улицам и площадям в городах Владивосток, Нижний Новгород, Краснодар, Североморск, Мурманск, Самара, Заполярный, Тула, образовательным учреждениям в Мурманске, Мончегорске (школа № 10), Плавске (Плавская средняя школа № 1), Туле (профессиональное училище № 9), Усть-Каменогорске. В Плавской средней школе № 1 имени Б.Ф.Сафонова находится музей памяти героя, в котором собраны книги, документы, личные вещи Б.Ф.Сафонова. Самолёт И-16, на котором летал Б.Ф.Сафонов, выставлен в экспозиции Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Имя дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова присвоено самолёту МиГ-31 (бортовой номер 08) 174-го гвардейского Краснознамённого Печенгского истребительного авиационного полка имени Б.Ф.Сафонова. В 2006 году после расформирования полка этот самолёт передан в дар музею военно-воздушных сил Северного флота и установлен на постаменте около одного из административных зданий посёлке Сафоново. Бюст Б.Ф.Сафонова установлен в военном гарнизоне под Вологдой, посёлке Федотово. В 2015 году Почта России выпустила почтовую марку в формате малого листа и почтовый конверт, посвящённые Сафонову. Имя «Борис Сафонов» носили два тральщика ВМФ СССР: проекта 254 (1953-1960) и проекта 266 (1966-1994). Указом Президента РФ В.В.Путина в 2005 году отдельному корабельному истребительному авиаполку ВМФ (279-го ОКИАП) присвоено имя дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова.
Воробьёв Иван Алексеевич (1921-1991) — участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза. Иван Воробьёв родился 26 августа 1921 года в деревне Горбачёво ныне Одоевского района Тульской области в крестьянской семье. Окончил 7 классов школы. Работал в колхозе, был избран бригадиром полеводческой бригады, а также секретарём комсомольской организации. С 1937 года жил в городе Ефремове Тульской области. Работал сначала учеником электрослесаря, затем электрослесарем на заводе синтетического каучука. Одновременно учился в вечерней средней школе и в Ефремовском аэроклубе. В 1939 году окончил 9 классов вечерней средней школы и аэроклуб. В РККА призван 10 ноября 1939 года Ефремовским райвоенкоматом Тульской области. По комсомольской путёвке был направлен в Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. В связи с проходящей в это время реорганизацией Тамбовской лётной школы ГВФ в Тамбовскую военную авиационную школу пилотов только в январе 1940 года был зачислен её курсантом. В июле 1941 года был досрочно выпущен из авиационной школы пилотов с присвоением воинского звания «сержант» и направлен лётчиком-инструктором во вновь организованную школу первоначального обучения пилотов в город Чебоксары. Прошёл программу переучивания на ночного лётчика-инструктора. Зимой 1942 года школа была расформирована, а на её базе организованы запасные авиаполки для подготовки лётчиков на ночных бомбардировщиках У-2 или По-2 (по кодификации НАТО: Mule — «Мул»).
В феврале-июле 1942 года — лётчик 46-го запасного авиаполка (город Алатырь Чувашской АССР). После нескольких рапортов Иван Воробьёв был переведён в маршевый авиаполк для отправки на фронт. С августа 1942 года он участвовал в боях Великой Отечественной войны, лётчик 709-го (с ноября 1942 года — 25-го гвардейского) ночного бомбардировочного авиаполка. Воевал на Сталинградском фронте, совершил около 100 боевых вылетов на бомбардировщике У-2 (По-2), получил свою первую боевую награду — медаль «За отвагу». При выполнении боевого задания 19 февраля 1943 года получил лёгкое осколочное ранение в голову, некоторое время лечился в госпитале. В марте 1943 года был направлен на курсы командиров звеньев в 10-й учебно-тренировочный авиационный полк 8-й воздушной армии, где переучился на лётчика-штурмовика. В июне 1943 года, после окончания курсов, был направлен на фронт в штурмовой авиаполк. С июня 1943 года вновь участвовал в боях: лётчик, старший лётчик, командир авиазвена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиаполка. Воевал на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Донбасса, юга Украины и Крыма. Был награждён двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 2-й степени. К маю 1944 года совершил 117 боевых вылетов на штурмовике Ил-2.
10 мая 1944 года, после освобождения Севастополя, был представлен к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старшему лейтенанту Воробьёву Ивану Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза со вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В дальнейшем участвовал в освобождении Белоруссии, Литвы и Польши, в Восточно-Прусской операции и штурме Кёнигсберга. Был награждён орденами Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени. К апрелю 1945 года совершил 207 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. 15 апреля 1945 года, во время боёв в Восточной Пруссии, был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии майор Воробьёв Иван Алексеевич награждён второй медалью «Золотая Звезда». Всего за годы войны на самолётах У-2 (По-2) и Ил-2 совершил около 400 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника. До марта 1947 года продолжал службу в должности командира авиаэскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиаполка в Белорусском военном округе. С марта 1947 года по август 1948 года — командир авиаэскадрильи 136-го гвардейского штурмового авиаполка (город Лида, Белорусский военный округ).
В 1948 году окончил 10-й класс вечерней школы, был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию. В июне 1952 года окончил командный факультет Военно-воздушной академии. С июня 1952 года по июль 1954 года — заместитель командира полка по лётной подготовке — инспектор-лётчик 580-го штурмового авиаполка учебной смешанной авиадивизии Военно-воздушной академии (город Киржач Владимирской области). В 1953-1954 годах участвовал в секретной высокоширотной экспедиции. Неоднократно совершал на штурмовике Ил-10 полёты на ледовые аэродромы в Арктике. Был награждён орденом Красной Звезды. С июля 1954 года служил в Ворошиловградском военном авиационном училище лётчиков (ныне Луганск) — заместителем командира учебного авиаполка (до апреля 1955), заместителем командира учебного авиаполка по лётной подготовке (в апреле-ноябре 1955), командиром учебного авиаполка (до января 1958). В январе-декабре 1958 года — командир 772-го учебного авиаполка 8-го военного авиационного училища первоначального обучения лётчиков (город Павлоград Днепропетровской области). С декабря 1958 года — начальник 24-го военного авиационного училища первоначального обучения лётчиков (город Павлодар, Казахстан). В июне 1960 года, в связи с сокращением ВВС и расформированием Павлодарского авиаучилища, был переведён на должность начальника военной авиашколы воздушных стрелков-радистов ВВС (город Канск Красноярского края).
В ноябре 1966 года, по причине списания с лётной работы был переведён в Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов имени Пролетариата Донбасса (Киевский военный округ), где служил в должности начальника штаба — заместителя начальника училища (до января 1969), заместителя начальника училища (до ноября 1973). В ноябре 1973 года по состоянию здоровья был уволен в запас. Жил в Киеве. До 1987 года работал в научно-исследовательском институте «Гипрохиммаш» Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР. Награды И.А.Воробьёва — две медали «Золотая Звезда» (1944, 1945); три ордена Ленина (1944, 1945, 1945); два ордена Красного Знамени (1943, 1944); орден Богдана Хмельницкого 3-й степени (1945); орден Александра Невского (1944); два ордена Отечественной войны 1-й степени (1944, 1985); орден Отечественной войны 2-й степени (1944); два ордена Красной Звезды (1955, 1956); медаль «За отвагу» (1943); медаль «За боевые заслуги» (1955); другие 14 медалей. Умер дважды Герой Советского Союза Иван Алексеевич Воробьёв 17 марта 1991 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве. В 1947 году на родине Героя, в деревне Горбачёво, был установлен бронзовый бюст, который в настоящее время находится в районном центре — посёлке городского типа Одоев.
Фомичёв Михаил Георгиевич (1911-1987) — участник Великой Отечественной войны дважды Герой Советского Союза. Родился Михаил Фомичёв (25 сентября (8 октября) 1911 года в деревне Слобода, ныне Белёвского района Тульской области в крестьянской семье, в которой было 11 детей. Удалось окончить только 4 класса начальной сельской школы в 1924 году, хотя отец и настаивал на дальнейшей учёбе Михаила, но надо было материально помогать семье. С 1925 года работал чернорабочим, затем в совхозе «Белёвский» стал помощником тракториста и трактористом. С 1930 года работал трактористом в совхозе «Берёзово» Белёвского района. В Красной Армии с декабря 1933 года, призван на действительную службу. После окончания полковой школы 3-го танкового полка Московского военного округа в 1934 году, как лучший выпускник и по личному желанию был направлен на дальнейшую учёбу в Орловское бронетанковое училище имени М.В.Фрунзе. После его окончания в 1937 году также как лучший выпускник был оставлен в училище и с ноября 1937 году командовал там учебным взводом. Проявил себя отличным командиром и в сентябре 1938 года по рекомендации начальника училища комбрига М.Л.Чернявского направлен в Военную академию механизации и моторизации РККА имени И.В.Сталина. После окончания академии 5 мая 1941 года был участником приёма в Кремле в честь выпускников военных академий.
С мая 1941 года служил в 85-м танковом полку 43-й танковой дивизии 19-го механизированного корпуса (город Бердичев). Старший лейтенант М.Г.Фомичев — участник Великой Отечественной войны с её первых дней на Юго-Западном фронте. Участвовал в танковом сражении в районе Ровно-Луцк-Броды. После выхода из окружения с 22 сентября 1941 года — заместитель начальника штаба 12-й танковой бригады по оперативной работе. В этой бригаде воевал также в составе Юго-Западного фронта, участвовал в Сумско-Харьковской оборонительной операции, в Барвенково-Лозовской наступательной операции (именно за отличия в этой операции был награждён своей первой наградой — орденом Красной Звезды) в Харьковском наступлении в мае 1942 года, окончившемся тяжелейшей катастрофой советских войск. Именно там в мае 1942 года был тяжело ранен. После госпиталя вернулся в строй и 20 августа 1942 года назначен начальником штаба 12-й танковой бригады, которая к тому времени уже сражалась на Сталинградском фронте. А когда в бою 23 сентября под Сталинградом был тяжело ранен и контужен командир бригады полковник А.С.Кирнос, то майор Фомичев стал исполняющим обязанности командира бригады (для авторитета в глазах подчинённых ему через несколько дней присвоили звание подполковника).
В октябре бригада была выведена в резерв, в ноябре расформирована, а 22 декабря 1942 года оставшийся без своего подразделения подполковник Фомичёв назначен старшим помощником начальника 2-го отдела 3-го управления Главного разведывательного управления Генерального штаба РККА. Но на безопасной работе в Москве он усидеть не мог, начав «бомбардировать» начальство рапортами о направлении на фронт. С 15 июля 1943 года — заместитель командира 244-й Челябинской танковой бригады 30-го добровольческого Уральского танкового корпуса, участвовал в Орловской наступательной операции. С 21 сентября 1943 года исполнял должность начальника штаба этого корпуса (23 октября 1943 года ему было присвоено наименование 10-го гвардейского Уральского добровольческого корпуса, к которым корпус прославил свои знамёна в дальнейших боях) танкового корпуса. Будучи начальником штаба корпуса, участвовал в Брянской и Проскуровско-Черновицкой операциях на Брянском и 1-м Украинском фронтах. С февраля 1944 года до конца войны — командир 63-й гвардейской танковой бригады 10-го гвардейского танкового корпуса 4-й танковой (затем 4-й гвардейской танковой) армии. Именно во главе бригады Фомичев заслужил славу одного из лучших танковых командиров Великой Отечественной войны.
В ходе Львовско-Сандомирской операции бригада вошла в прорыв и глубоко вырвалась в расположение немецких войск. Громя немецкие колонны и обходя узлы сопротивления, 21 июля 1944 года танкисты Фомичева первыми ворвались в Львов, закрепились и 6 суток до подхода остальных войск вели бой в городе, сковав большие силы врага и облегчив остальным войскам освобождение города. 27 июля Львов был полностью освобождён. За умелое управление бригадой в боях за Львов удостоен звания Героя Советского Союза. В Висло-Одерской операции 12 января 1945 года танковая бригада М.Г.Фомичёва в составе корпуса начала стремительное наступление с Сандомирского плацдарма. Действуя в составе передового отряда за 10 дней наступления его танкисты Фомичёва прошли в боями более 400 километров и первыми во фронте вышли на Одер. Столь же стремительно они действовали в Берлинской операции. В ходе Пражской операции на рассвете 9 мая 1945 года танки М.Г.Фомичёва первыми с боем вошли в Прагу. За успешные боевые действия бригады при штурме Берлина и освобождении Праги награждён второй медалью «Золотая Звезда». 27.июня 1945 года ему присвоено воинское звание — генерал-майор танковых войск.
После войны М.Г.Фомичёв продолжил военную службу на командных должностях в войсках. Окончил в 1948 году Высшую военную академию имени К.Е.Ворошилова. С января 1949 года командовал 7-й механизированной дивизией Приморского военного округа в Китае. С июля 1952 года по февраль 1953 года — заместитель начальника штаба 8-й механизированной армией Прикарпатского военного округа. С июня 1953 года служил в 13-й армии того же округа — начальник бронетанковых и механизированных войск армии, с января 1954 года — помощник командующего армией по танковому вооружению, с сентября 1954 года — начальник отдела боевой подготовки штаба армии. С июня 1955 года командовал 27-м стрелковым корпусом, с августа 1956 года — 40-м стрелковым корпусом (в 1957 году переименован в 40-й армейский корпус). С октября 1960 года — командующий 28-й общевойсковой армией Белорусского военного округа. С сентября 1962 года — первый заместитель командующего войсками Забайкальского военного округа. С декабря 1969 года — генеральный инспектор общевойсковых объединений Главной инспекции Министерства обороны СССР. С июля 1972 года в отставке. Жил в Москве. Автор мемуаров — «Огненные вёрсты» (1969); Путь начинался с Урала» (1976). Награды М.Г.Фомичёва — две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1944, 1945); орден Ленина (1944); два ордена Красного Знамени (1954, 1968); орден Суворова 2-й степени (1945); орден Кутузова 2-й степени (1944); орден Отечественной войны 1-й степени (1985); три ордена Красной Звезды (1942, 1949, 1981); медаль «За боевые заслуги» (1944); медаль «За оборону Сталинграда»; медаль «За взятие Берлина»; медаль «За освобождение Праги»; орден «Крест Грюнвальда» 2 класса (Польша); Военный крест 1939 года (ЧССР); орден Красного Знамени (ЧССР); медаль «Победы и Свободы» (Польша). Умер дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант танковых войск Михаил Георгиевич Фомичёв 18 ноября 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.