тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты

Музыка пришла в библиотеку
(К 4-летию Тульской музыкальной гостиной)

Красивый и уютный зал, удобные мягкие кресла, старинные шкафы во всю стену и до самого потолка, в которых хранятся старинные книги, умиротворяющее пламя свечей, негромкая классическая музыка - в эту атмосферу чистоты и покоя попадает всякий, кто переступает порог музыкальной гостиной, которая открылась в Тульской областной библиотеке 28 января 1999 года.

В тот день музыкальный журналист Геннадий Кузнецов предложил вниманию первых посетителей музыкальной гостиной - а ими были учащиеся двух тульских лицеев - видеолекцию на тему "Старинная музыка на старинных инструментах". Закончилась полуторачасовая лекция совершенно неожиданно: юная публика долго не покидала своих мест - никто не хотел расходиться! Такая реакция посетителей стала традицией музыкальной гостиной, которая за четыре года открывала свои двери 78 раз.

С 28 января 1999 года по 17 мая 2003 года в рамках музыкальной гостиной прошло 30 лекций о старинной и классической музыке - от средневековья до Венских классиков; 33 концерта, в которых принимали участие как известные музыканты, так и начинающие; творческие встречи с композиторами и исполнителями, а также с художниками, творчество которых тесно связано с классической музыкой.

С чего же все начиналось? С этим вопросом мы обратились к основателю и руководителю музыкальной гостиной, заведующей отделом искусств Тульской областной библиотеки Надежде Васильевне Райской.

- Н.В. Райская. А начиналось все с создания в нашей библиотеке отдела искусств на базе сектора нотно-музыкальной литературы. В связи с повышением статуса руководство библиотеки поставило перед нами задачу создать новые, нетрадиционные формы работы с читателями отдела. Так и родилась идея музыкальной гостиной: встречи с литераторами в библиотеке давно стали традицией, а лекций о музыке и концертов явно не хватало. Тогда мы обратились за помощью к известному тульскому журналисту Геннадию Кузнецову, который к тому времени уже выпустил в эфир радиостанции "Моя Тула" 10 передач своего авторского цикла о старинной музыке "Золотое барокко". Я пообещала Геннадию благодарную молодежную аудиторию - и он согласился попробовать.

Сложность заключалась в том, что в то время библиотека не имела оборудования для воспроизведения компакт-дисков. Тогда Геннадий использовал свой опыт тележурналиста и оператора: он смонтировал материал для лекции на видеокассете, снабдив музыкальные фрагменты соответствующими иллюстрациями. Свою первую музыкальную видеолекцию Геннадий Кузнецов посвятил теме аутентичного исполнения музыки эпохи Барокко. Казалось бы тема - совсем не для юной аудитории, не имеющей музыкального образования. Однако лицеисты 8-10 классов восприняли и рассказ, и музыку с большим интересом: долго не хотели расходиться и все спрашивали - когда следующая встреча? С этого дня - с 28 января 1999 года - такие встречи Геннадия Кузнецова с любителями старинной и классической музыки стали регулярными, а дата первой лекции стала днем рождения музыкальной гостиной при отделе искусств Тульской областной библиотеки.

- Корр. Кстати, а что за люди, кроме учащихся престижных лицеев, приходят на ваши вечера?

- Н.В. Райская. Посетители нашей гостиной - это любители классической музыки, а также те, кто желает с ней познакомиться. Среди публики можно увидеть и тех, кому нет и десяти, и тех, кому за семьдесят. Вообще, у нас очень тесный контакт с нашими посетителями. Мы несколько раз проводили анкетирование и выяснили, например, что большинство любителей классики в Туле - это инженерно-технические работники. За ними следуют медики и педагоги. А самый маленький процент посетителей нашей гостиной составляют, как вы уже догадались, музыканты… Приятно, что у нас есть завсегдатаи - среди них, например, учащиеся и педагоги тульского лицея искусств. Но не менее важно, что от 10 до 18 % публики на каждом мероприятии составляют те, кто пришел к нам впервые.

- Корр. А откуда люди получают информацию о ваших мероприятиях?

- Н.В. Райская. Мы всегда даем объявление на областное радио, но основной источник информации - это телефонная связь с нашими посетителями. Когда у нас предстоит внеплановый концерт, мне приходится обзванивать более ста человек, иногда за один вечер.

А теперь побеседуем с автором лектория "Музыка при свечах" и других проектов, осуществляемых в рамках тульской музыкальной гостиной, музыкальным журналистом Геннадием Кузнецовым.

- Корр. Геннадий, объясните, почему Вы, молодой человек, вдруг увлеклись старинной музыкой?

- Г. Кузнецов. Как раз в этом-то и нет ничего удивительного. Я всегда говорю, что старинная музыка - дело молодых. Посмотрите, кто сегодня исполняет старинную музыку, и кто в основном ее слушает - и вы поймете, о чем я говорю. Сам я увлекаюсь этой музыкой с 1985 года. Тогда я еще был студентом ин`яза: у нас в институте проходил концерт ансамбля "Ричеркар", исполнявшего музыку барокко (тогда я, правда, еще не знал, что она так называется). Услышав первые звуки сочинений Баха, Генделя, Вивальди, Перселла, я понял: это моя музыка!

- Корр. Да, но как случилось, что вы стали автором шести радиоциклов о старинной музыке?

- Г. Кузнецов. Заинтересовавшись музыкой барокко, я много лет не мог найти ни записей, ни информации о ней. Но с появлением компакт-дисков начали выплывать и записи старинной музыки, и к 98 году я уже смог собрать небольшую коллекцию. И как-то раз одна моя юная коллега, с которой мы вместе вели "новости" на телевидении, сказала мне: "А почему бы тебе не сделать передачи на радио о классической музыке? Ведь ты этим увлекаешься, да к тому же журналист, значит, сможешь говорить с людьми на понятном языке". И я решил попробовать. В октябре 1998 года появился первый цикл программ "Золотое барокко" из 30 передач. Но коллекция росла, и мне хотелось включать в передачи музыку эпохи Возрождения, эпохи Гайдна и Моцарта. Тогда появился новый цикл из 30 программ под названием "Музыкальные открытия". Он охватил период с 16 по начало 19 веков. А в то время мы уже открыли нашу музыкальную гостиную при библиотеке, и одна из моих лекций так и называлась: "Музыкальные открытия". Так что второй радиоцикл обязан своим рождением и названием музыкальной гостиной. Остальные четыре цикла программ я сделал на немецком языке для частной радиостанции Радио Некарбург. С ее главным редактором Мартином Химмельхебером мы сотрудничали еще в 1997 году, когда я был в Германии по журналистской программе. Мартин хотел сделать у себя на радио цикл о классической музыке и пригласил для этой цели профессоров близлежащей Троссингенской консерватории. Те с энтузиазмом взялись за дело, но слушатели их не поняли. Тогда Мартин обратился ко мне, причем его условия могли показаться полным бредом: нужно было сделать цикл из 10 передач, каждая из которых длилась бы всего пять минут! Классика за пять минут? Абсурд! Но только не для меня. Дело в том, что я уже делал программы под названием "Музыкальные миниатюры", в которых каждый музыкальный фрагмент не должен был превышать двух минут. Когда вещание первого цикла завершилось, Мартин попросил меня сделать второй. Его я посвятил Международному году И.С. Баха. Третий цикл рассказывал о музыкальных инструментах эпохи Ренессанса, а последний германский цикл называется "Музыка барокко в Италии".

- Корр. Геннадий, а темы Ваших передач и темы лекций в музыкальной гостиной совпадают?

- Г. Кузнецов. Редко. Принцип и там, и там один: рассказывая о музыке многих периодов, стараюсь чередовать темы таким образом, чтобы никого не обделить. Но при этом повторение одной и той же темы - скорее исключение, чем правило. Когда мне предложили делать лекторий в областной библиотеке, я думал, что лекция станет расширенным вариантом моих передач. Но так не получилось. Передача и лекция - слишком разные жанры. В лекции я могу непосредственно общаться с публикой, следить за ее реакцией, провоцировать ее на высказывание своего мнения и таким образом получать постоянную обратную связь. Эта особенность откладывает отпечаток и на выбор тем: придумывая очередные лекции для музыкальной гостиной, я даже и не вспоминаю о передачах. А на втором году работы нашей гостиной мы пошли еще дальше: мы предложили нашей публике выбрать из трех блоков тем: "Музыкальные истории", "Жанры старинной музыки" и "Парад музыкальных инструментов" наиболее ей интересные. Таким образом, мы получили рейтинг тем, в соответствии с которыми я читаю свои лекции до сих пор. Т.е., публика стала в некотором смысле соавтором нашего лектория.

- Корр. Глядя на список тем Ваших лекций, понимаешь, что многие из них ничего не говорят даже опытному музыковеду. Например, "Музыкальная жизнь при дворе Августа Сильного" или "Английская музыка эпохи Ренессанса". Как же Вам при этом удается быть понятным немузыкантам, составляющим большинство Ваших посетителей?

- Г. Кузнецов. Изначально мне хотелось объединить два принципа: принцип понятности и доступности и принцип эксклюзивности. Мне нетрудно быть понятным, потому что я и сам в музыке - любитель. К тому же многие произведения старых мастеров воспринимаются современным человеком гораздо легче, чем, например, классическая музыка конца 19 - начала 20 веков. Старинной английской балладе "Зеленые рукава" уже почти пятьсот лет: мало кто из среднего и старшего поколения знает эту мелодию, а сегодняшние школьники разучивают ее на гитаре как нечто вполне современное. С другой стороны, мне хочется быть интересным и полезным музыкантам и музыковедам, которые на моих лекциях всегда получат много новой информации и - что еще важнее - услышат много новой музыки. И еще один очень существенный фактор, объединяющий и примиряющий и новичка и профессионала, - это доказанное многочисленными опытами и исследованиями благотворное воздействие старинной и классической музыки на физическое и духовное состояние человека. Этой теме я даже посвятил специальную лекцию. Но и во всех остальных я стремлюсь подобрать музыкальные фрагменты с учетом данных музыкальной терапии и музыкальной психологии. Так что наши посетители не просто слушают хорошую музыку и получают информацию о ней, но и могут прекрасно отдохнуть, расслабиться, отключиться от повседневности и вдруг обнаружить как в окружающем мире, так и в самих себе много нового и интересного.

- Корр. Геннадий, а правда ли, что детский театр старинного танца "Гальярда" также обязан своим рождением Вашей музыкальной гостиной?

- Г. Кузнецов. Первоначальная идея выглядела гораздо скромнее. К тому времени я уже экспериментировал с такими формами как видеолекция и лекция-концерт. А тут появилась идея лекции-танца. На нее меня натолкнули наши первые посетители-учащиеся лицея искусств. Они попросили меня объяснить им значение таких понятий как аллеманда, жига, гавот, куранта и т.д., которые я часто употреблял на нашей первой встрече, не углубляясь в их значение. Но ведь все эти термины - это названия старинных танцев, из которых состоял один из важнейших музыкальных жанров - инструментальная сюита. Тогда я подумал: если сюита - это музыка, рожденная танцем, то почему бы не попробовать поставить танцы на эту музыку? Идея протанцевать историю сюиты оказалась заманчивой только для меня: моих знакомых хореографов она не вдохновила. Но ищущий да обрящет. Я вдруг узнал, что в Тульском музыкальном училище работает преподаватель теории музыки Татьяна Вячеславовна Рыбкина, которая со своими учениками пытается восстанавливать старинные танцы, правда, не имея соответствующей музыки. Мы объединили усилия, и в результате появился проект "Музыка, рожденная танцем", участники которого - учащиеся музыкального лицея и студенты музучилища - танцевали старинные танцы в старинных костюмах, играли на клавесине и виолончели музыку 17-18 веков. С этой программой мы выступали и в музучилище, несколько раз в музыкальной гостиной, в тульской филармонии, в Москве… Так появился детский театр старинного танца "Гальярда". Его юные актеры уже выросли и сейчас учатся кто в Московской консерватории, кто в Гнесинке. Но все они вспоминают о "Гальярде" с особым удовольствием.

- Корр. Геннадий, а сейчас давайте поговорим о еще одной стороне деятельности Вашей музыкальной гостиной концертах. Кто те музыканты, которые у Вас выступают, и какую музыку они исполняют?

- Г. Кузнецов. Концерты в нашей гостиной начались с выступления тульского квартета русских народных инструментов "Променад" (балалайка, домра, баян, контрабас-балалайка). Эти замечательные музыканты, исполняющие музыку разных стилей и эпох, играли у нас 4 раза, и все время новую программу. Вообще, заполучить музыкантов, не имея возможности оплачивать их труд, - дело нелегкое. Музыканты, как известно, - народ небогатый, и потребовалось немало усилий, чтобы убедить их играть и петь для тех, кому живется еще хуже. К счастью, нам удалось, и в 1999 году в нашей гостиной появилась серия благотворительных концертов, которую мы назвали "Бедные помогают бедным", т.е. начинающие и опытные тульские музыканты стали устраивать специальные выступления для малоимущих, инвалидов и других социально незащищенных граждан. В этих благотворительных концертах есть, впрочем, и другая сторона, которая весьма важна для самих музыкантов: ведь они, обретя заинтересованную и благодарную публику, смогли, наконец, почувствовать, что их усилия по изучению и исполнению классической музыки не напрасны и действительно востребованы. Мне сейчас как раз вспомнился один любопытный случай на эту тему. Пару лет назад мы с руководителем музыкальной гостиной Надеждой Васильевной Райской были приглашены в музучилище на концерт двух студентов - Любови Кошелевой, фортепиано и Владислава Белоусова, виолончель. Репертуар был интересный и сложный, музыканты играли замечательно, а в зале сидели десять человек, в основном их сокурсники, которые весь концерт разговаривали и хихикали. Когда выступление закончилось, мы подошли к ведущему концерта музыковеду Сергею Петровичу Соломатину и предложили повторить их концерт в нашей музыкальной гостиной. Наше предложение было встречено с большой радостью, и уже через неделю юные музыканты играли в переполненном зале областной библиотеки. Публика была в полном восторге: ребята на такой успех и не рассчитывали. И в этом приподнятом настроении они через день отправились на международный конкурс в Сызрани. И выиграли его, завоевав Гран-при. Наш небольшой зал позволяет устраивать только камерные концерты. И при этом нам несколько раз удавалось разместить на маленькой сцене целые хоры и оркестры! Дважды выступал в гостиной детский баянный оркестр "Гармония" тульского лицея искусств. Кстати, вскоре после второго концерта, который имел среди нашей публики большой успех, оркестр "Гармония" участвовал в международном конкурсе в Праге и взял там Гран-при! Между прочим, наши дети обошли своих взрослых коллег из Германии, Голландии, Австрии и Англии в первую очередь благодаря своему классическому репертуару: Моцарт, Россини, Глинка…

- Корр. Дети, играющие классику, это, безусловно, здорово. А удается ли приглашать мастеров?

- Г. Кузнецов. Иногда и это получается. Три года назад у нас с сольным концертом выступил знаменитый российский гитарист и композитор, наш туляк Сергей Руднев. Он играл русскую и испанскую музыку. Наши посетители до сих пор вспоминают об этом концерте как об одном из самых ярких культурных событий своей жизни. А не так давно у нас играл ученик С. Руднева, московский гитарист Илья Подольский. Илья сам изъявил желание бесплатно выступить для своих земляков. И этот концерт имел грандиозный успех. А год назад в нашей концертной деятельности начался новый этап. Он связан со знакомством с калужским гитаристом, организатором нескольких международных гитарных фестивалей Олегом Акимовым. Когда я рассказал Олегу о нашей музыкальной гостиной и предложил сотрудничество, он сказал: "Подумаем". А через полгода приехал к нам на трехлетие с романтической гитарой начала 19 века, на которой исполнил сочинения Фернанда Сора, да еще привез с собой московского лютниста Александра Суетина, который играл произведения Сильвиуса Леопольда Вайса, друга Баха - это, кстати, был первый сольный концерт Суэтина в Туле. В зале яблоку было негде упасть. А через месяц Олег Акимов выступал у нас вместе с замечательным пианистом, преподавателем Московской государственной консерватории Юрием Мартыновым, который привез с собой редкий инструмент - хаммерклавир. Прекрасные музыканты исполняли изумительную по красоте музыку: Гайдн, Моцарт, Диабелли, Карулли, Вебер… В этом году, на наше четырехлетие Олег Акимов приехал к нам с еще одним великолепным музыкантом: скрипачом оркестра "Виртуозы Москвы" Алексеем Стрельниковым. А в марте этого года мы вышли на международный уровень: в нашей музыкальной гостиной дал блистательный концерт гитарист из Кипра, лауреат многочисленных международных конкурсов Димитрис Реггинос. В его репертуаре была музыка пяти веков, и каждая пьеса вызвала фурор! Кстати, почти все вышеперечисленные концерты, начиная с первого приезда к нам Олега Акимова, мы совмещаем с выступлениями музыкантов в тульской лингвистической гимназии N 30, и молодежь реагирует на классику не менее восторженно, чем взрослые: некоторые даже умудряются попасть на оба концерта: и в школе, и в библиотеке.

- Корр. Интересно, а не мешают ли Ваши библиотечные концерты читателям?

- Г. Кузнецов. Совершенно не мешают. Актовый зал удален от всех других помещений библиотеки, да к тому же классическая музыка звучит в основном негромко, так что вне пределов зала ее почти не слышно. Это такая структура, как музыкальная гостиная, делает библиотеку не просто местом хранения и выдачи книг, но и важным очагом культуры, значимым для всего города: мы заметили, что наши посетители стали гораздо больше ценить и любить областную библиотеку, и сам город Тулу, в котором они живут или гостят. Разве это не замечательно?

Беседу с руководителем музыкальной гостиной Н.В. Райской
и ее ведущим Г. Кузнецовым записал корреспондент Светлана Мальковская.