Э.Д. Гетманский
Лениниана в книжном знаке. Часть 2 (1950-1960-е годы)
В послевоенные годы, начиная со второй половины 1950-х годов, когда советский экслибрис начал медленно возвращаться к жизни, лучшие художники Советского Союза посвятили свои графические миниатюры ленинской теме. У возрождения ленинской темы со второй половины 1950-х годов и всё последующее десятилетие в советском искусстве книжного знака стояли признанные мастера малой графики — московские художники Е.Н.Голяховский и Г.А.Кравцов; А.И.Юпатов из Риги; киевские графики В.И.Касиян и К.С.Козловский; минские художники-экслибрисисты Е.Н.Тиханович и Е.Е.Красовский; эстонские художники Э.Окас, П.Лухтейн и И.Юхансоо; Н.Л.Мастицкая из Сухуми; саратовец Б.А.Протоклитов; львовская художница С.М.Гебус-Баранецкая; М.А.Паньков из Кемерово. Активное участие в разработке ленинской темы приняли молодые художники, делавшие первые шаги в отечественном искусстве книжного знака — москвичи В.А.Фролов и А.И.Калашников; ленинградский график В.Г.Шапиль; художник из Киева В.Ю.Розенталь; Р.В.Копылов из Кемерово; тамбовчанин А.Ф.Бучнев; рижский график О.Меднис; О.М.Оброца из украинского города Стрый. Тогда в 1960-е годы работа над ленинским экслибрисом шла во многих регионах огромной страны, одни художники ограничивались одним или двумя книжными знаками Ленинианы, другие выполнили огромные серии из двадцати и более экслибрисов, одни, начав работать над экслибрисной Ленинианой, впоследствии отходили от неё, другие в 1970-1980-е годы (самые благодатные годы для экслибрисной Ленинианы) продолжали активно разрабатывать ленинскую тему в малой графике, создавая великолепные графические миниатюры, которые войдут в сокровищницу советского искусства книжного знака.
Целую серию ленинских экслибрисов выполнил талантливый рижский художник Алексей Илларионович Юпатов. Первый из них был нарисован в 1958 году для преподавателя Рижского педагогического института, переводчика классиков латышской литературы на белорусский язык В.В.Пигулевского. Позже Юпатов выполнил два экслибриса для Музея Революции Латвийской ССР, на первом знаке изображен В.И.Ленин в библиотеке за работой, перед ним сочинения К.Маркса и Ф.Энгельса, газеты «Правда» и «Искра», ниже показан памятник жертвам революции 1905 года и здание Музея Революции в Риге. На другом экслибрисе художник изобразил В.И.Ленина в библиотеке на фоне скульптуры Ю.Мауриня «На посту в Смольном» и Смольного, где в дни Октябрьского восстания находился штаб революционных сил. А.И.Юпатов выполнил несколько ленинских экслибрисов для латышских стрелков — Т.Вецозолса, С.Графцова, Я.Калныня, Э.Смилги, А.Фектерса, Я.Пойшса и других. На книжном знаке для кемеровского журналиста П.М.Богданова Юпатов дал портрет В.И.Ленина на фоне знамён и книг, сложенных в виде скал на морском берегу.
Великолепна экслибрисная сюита ленинских книжных знаков московского графика Гершона Абрамовича Кравцова, она насчитывает 16 графических миниатюр, все в технике ксилографии. Интересен экслибрис, адресованный активной участнице революционного движения, секретарю В.И.Ленина (1918-1924) Л.А.Фотиевой. Лаконичны кравцовские ленинские экслибрисы для обладателя уникальной Ленинианы В.Н.Алексеева, председателя Московского клуба экслибрисистов С.А.Вуля, московских художников-живописцев В.В.Абакумова и В.Х.Сташкова, польского историка И.Ковальского, московского журналиста Е.Н.Минаева, ленинградского педагога А.Н.Левицкого и др. На книжном знаке для инженера и старейшего московского библиофила З.И.Ульмана Г.А.Кравцов дал профильный ленинский портрет множества книг. От своего учителя великого В.А.Фаворского Кравцов унаследовал жгучие контрасты черного и белого, расчетливый выбор деталей, скупость декора, удивительное чувство гравируемого материала, где так ярко раскрылся его талант великолепного ксилографа. Кравцов выработал свой стиль в гравюре отличающийся лаконизмом и вдумчивостью, умением одним верно найденным символом, раскрыть основную мысль в сюжете. Именно таковы его ленинские экслибрисы, выполненные в 1960-х годах, они высокопрофессиональны, предельно точны, книжны и одновременно декоративны, самобытны и неповторимы.
На высочайшем профессиональном уровне выполнены ленинские книжные знаки московского мастера романтической гравюры Евгения Николаевича Голяховского, все они в технике деревянной гравюры. Для Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина он выполнил два книжных знака схожих по сюжету, на них изображен профильный портрет В.И.Ленина на фоне полок с книгами. Ленинский экслибрис художник подарил норильскому коллекционеру рисунков, репродукций и книг о В.И.Ленине И.В.Рехлову, на его знаке дан великолепный профильный ленинский портрет, в композицию знака включено изображение Луны на ночном небе, раскрытая книга и дубовый лист. На этом знаке, как и на любом другом экслибрисе по ленинской теме, нет никаких сложных композиционных построений, на ленинских экслибрисах Голяховского только портреты и практически больше ничего нет, но каждый ленинский портрет на любом его знаке неповторим, изыскан, достоверен и очень поэтичен. Ленинские экслибрисы Голяховского одни из лучших в советском искусстве книжного знака, это графика великого мастера.
Много и плодотворно работал в 1960-е годы над ленинской темой киевский художник Константин Степанович Козловский. Интересна его серия книжных знаков «По ленинским местам», насчитывающая более 20 ксилографий. Они выполнены для народного артиста СССР Б.М.Тенина, доктора исторических наук, москвича В.Д.Королюка, евпаторийского врача Б.В.Самуся, дипломатического работника В.Б.Голубева, ленинградского искусствоведа П.Е.Корнилова, московского писателя В.Н.Осокина, эстонского коллекционера П.Амбура и др. На этих книжных знаках изображены многие места, связанные с жизнью В.И.Ленина. Художник выполнил большое число ленинских экслибрисов для советских библиофилов, они украсили их ленинские разделы домашних библиотек. Для библиотеки ленинградского искусствоведа, профессора Петра Евгеньевича Корнилова художник выполнил три книжных знака, на первом экслибрисе воспроизведен барельеф В.И.Ленина работы народного художника СССР, действительного члена АХ СССР А.А.Мыльникова с занавеса Кремлевского дворца съездов на фоне здания Адмиралтейства в Ленинграде, плотины гидростанции, раскрытой книги, серпа и молота с колосьями и колонны демонстрантов со знаменами. В композицию второго экслибриса включено изображение памятника В.И.Ленина у Финляндского вокзала на фоне звезды, Адмиралтейства, электровоза, Дома-музея В.И.Ленина в Ульяновске и крейсера «Аврора», кроме того, в композицию знака включены изображения домны, плотины, судна «Ленин» и демонстрантов со знаменами. На третьей графической миниатюре для Корнилова дан скульптурный портрет В.И.Ленина на фоне раскрытой книги, горящих факелов и вооруженного революционного отряда со знаменами. Экслибрис для московского журналиста В.Н.Минаева предельно прост по сюжету, в нём только ленинский портрет на фоне развёрнутого знамени и лавровая ветвь. Портретные ленинские экслибрисы К.С.Козловского выполнены в технике ксилографии и отличаются сложным композиционным построением и большой достоверностью и убедительностью. Экслибрисная Лениниана К.С.Козловского заметная страница в советском искусстве ленинского книжного знака, на ней лежит печать большого мастера малой графики.
Высокопрофессиональны ленинские книжные знаки, выполненные одним из учеников легендарного живописца и педагога Иегуды Пэна минчанином Евгением Николаевичем Тихановичем, Так в графической миниатюре для библиотеки Дома правительства БССР изображен памятник В.И.Ленина в Минске (скульптор М.Г.Манизер) и Дом правительства БССР в Минске (архитектор И.Г.Лангбард). Портрет В.И.Ленина за работой в кремлевском рабочем кабинете в окружении книг лежит в сюжете графической миниатюры, выполненной Е.Н.Тихановичем для одесского инженера и коллекционера М.Б.Гительмахера, изображён советский солдат, бросающий фашистский штандарт к подножию мавзолея Ленина во время парада Победы в Москве 24 июня 1945 года. Для экслибрисной Ленинианы выполнили графические миниатюры: художник из Нижнего Тагила Р.В.Копылов для библиотеки кемеровского коллекционера П.М.Богданова; художник из Каменец-Подольска С.В.Кукуруза для Государственной библиотеки имени Ленина; красноярская художница Т.А.Волонцевич для личной библиотеки с портретом В.И.Ленина с раскрытой газетой в руках и ленинской фразой «Искусство принадлежит народу».
Великолепны книжные знаки, выполненные народным художником Эстонской ССР, профессором Паулем Лухтейном, в экслибрисе для вечернего университета марксизма-ленинизма Таллиннского горкома КПЭ график на высочайшем профессиональном уровне выгравировал два великолепных портрета К.Маркса и В.И.Ленина. В центре композиции экслибриса для Дома политического просвещения ЦК КПЭ, автор дал чёткий и строгий по содержанию, мастерски награвированный ленинский портрет на фоне крепостной башни XIV-XV веков Длинный Герман (эст. Pikk Hermann) Вышгородского замка — своеобразного символа древнего и вечно молодого Таллинна. Оригинальный экслибрис выполнил художник для председателя Госкомитета при СМ ЭССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Лембита Каика, на нем изображены три книги с силуэтными портретами на обложках, в том числе и В.И.Ленина. Экслибрисную Лениниану пополнили: эстонский художник Хенно Аррак сделав книжный знак для недели книги в Тарту; кемеровский график из Чебаркуля Челябинской области П.Е.Осинцев для библиотеки кабинета политпросвещения Златоустовского горкома КПСС; художник из столицы Киргизии Фрунзе А.А.Сгибнев для своей домашней библиотеки с портретами В.И.Ленина и В.В.Маяковского с его строками «Я земной шар чуть не весь обошел — и жизнь хороша, и жить хорошо».
Отличные ленинские экслибрисы выполнил в 1960-х годах московский график Анатолий Иванович Калашников. В 1965 году он в гравюре на дереве сделал знак «Ex bibliotheca Leniniana», где на переднем плане изобразил одно из культовых зданий старой Москвы — здание Румянцевского музея («Дом Пашкова» архитектора В.И.Баженова), библиотеку которого посещал В.И.Ленин. За старым зданием символически изображен новый корпус главного хранилища библиотеки, а приведённая карта-схема показывает связи библиотеки со всем миром. Лаконичный экслибрис выполнил А.И.Калашников для председателя Московского клуба экслибрисистов С.А.Вуля, на нем скульптурным рельефом вписан в пятиугольник, напоминающий звезду, профиль В.И.Ленина. Ленинские экслибрисы Калашникова отличаются точностью и четкостью образной символики, это, поистине, графические новеллы, созданные штихелем. Книжные знаки по ленинской теме выполнили: московский художник-график В.А.Фролов для крупнейшего в стране коллекционера Ленинианы В.Н.Алексеева; красноярский художник В.Н.Свалов для библиотеки директора красноярского завода искусственного волокна В.Н.Жолтоногова; график из Минска Е.Е.Красовский для Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина.
Талантливы ленинские книжные знаки ленинградского графика Виктора Григорьевича Шапиля, выполнены они в гравюре на линолеуме и дереве. Два экслибриса художник выполнил для домашней библиотеки академика АН СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, Героя Социалистического Труда, члена КПСС с 1917 года, историка И.И.Минца. На первом знаке художник изобразил памятник В.И.Ленина у Смольного и революционных солдат и матросов на фоне знамени, на котором написано « Мир — хижинам, война — дворцам». На втором книжном знаке для И.И.Минца художник дал профильный ленинский портрет на фоне вооружённого отряда красноармейцев. На книжном знаке евпаторийского врача Б.В.Самусь художник выгравировал на дереве портрет В.И.Ленина в кепке. Все портреты В.И.Ленина на этих графических миниатюрах разные, объединяет их только исключительное мастерство молодого графика, филигранность штриха, изумительная игра света и тени, отличная авторская печать и поразительная достоверность ленинского образа. Еще один книжный знак Шапиль выполнил для ленинградского художника Н.Г.Стрижака, на нем дан профильный портрет В.И.Ленина на фоне раскрытой книги. В 1960-х годах книжные знаки по ленинской теме выполнили: киевский график В.К.Стеценко для заслуженного художника Украинской ССР В.И.Масика; эстонская художница из Таллинна Марет Олвет для Джулиана Телмана; львовский график Б.М.Сорока для Музея В.И.Ленина во Львове.
Заслуживает внимания большая экслибрисная Лениниана кемеровского художника Михаила Андреевича Панькова. Интересен его книжный знак для бывшего делегата III съезда РКСМ от Брестской губернии, гомельского журналиста, библиографа и книговеда С.Д.Шнапира, на нём нарисован профильный портрет В.И.Ленина на фоне индустриального пейзажа и газеты «Кузбасс», на книжном знаке приведены слова А.М.Горького «Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человеком». На втором знаке для С.Д.Шнапира художник показал В.И.Ленина, выступающего перед комсомольцами, в композиции этого знака использован фрагмент картины народного художника СССР, действительного члена АХ СССР Б.В.Иогансона и группы художников «Выступление В.И.Ленина на III съезде комсомола». Участнику трёх революций кемеровчанину Ф.Д.Узлову Паньков подарил графическую миниатюру, на которой наряду с орденом Ленина изображён горящий факел, множество книг и дан текст «РСДРП 1905». Ленинские книжные знаки выполнили: украинский художник из Днепропетровска Н.А.Малышко для И.Дзюбы; художник из Серпухова Е.С.Холкович для личной домашней библиотеки; белорусский художник из Могилёва Н.Н.Великанов для киевского инженера-конструктора С.И.Шастуна.
Один из лучших ленинских экслибрисов выгравировал для своей домашней библиотеки киевский график, народный художник СССР, действительный член АХ СССР Василий Ильич Касиян. Портрет В.И.Ленина находится в центре композиции книжного знака, он изображён с газетой «Правда» в руке на фоне лучей света, пронизывающих тьму. Ленинские экслибрисы выполнили: могилёвский художник-график А.М.Кузьмич для преподавателя могилёвского института Ю.В.Коротеева; киевский график В.П.Вечерский для киевского искусствоведа А.О.Вьюника; художник В.А.Зверев для библиотеки А.Г.Зубкова, где привёл ленинские слова «Уголь — это настоящий хлеб промышленности».
Классный ксилографический книжный знак для библиотеки Львовского музея имени В.И.Ленина выполнила старейшая львовская художница Стефания Мефодиевна Гебус-Баранецкая. На нём выгравирован силуэтный портрет В.И.Ленина на фоне развёрнутого красного знамени, лавровой ветви и раскрытой книги. Ленинские книжные знаки выполнили: львовский архитектор А.И.Бахматов для инженера-полиграфиста и коллекционера из Вильнюса И.И.Шапиро; могилёвский график А.Л.Кандрусевич для преподавателя могилёвского института Ю.В.Коротеева с текстом «Пролетарии всех стран соединяйтесь»; старейший минский график А.И.Тычина для домашней библиотеки хранителя Белорусского художественного музея в Минске А.И.Соколова.
Интересна серия ленинских книжных знаков сухумской художницы Нины Леонидовны Мастицкой для своих земляков. Так на экслибрисе для первого секретаря Абхазского обкома партии А.Т.Отырба художница нарисовала портрет В.И.Ленина на фоне крейсера «Аврора», ленинский портрет и всадник с факелом в руке на фоне гор использованы в сюжете книжного знака для абхазского историка, этнографа и литературоведа Шалвы Денисовича Инал-Ипа — доктора исторических наук, представителя княжеского рода Инал-Ипа. Ленинские графические миниатюры выполнили: ленинградский художник Г.П.Ляшенко для своего педагога по Московскому высшему художественно-промышленному училищу (б. Строгановское) И.А.Масеева с ленинским изречением «Искусство принадлежит народу»; художник из украинского города Черновцы Е.Т.Удин для своего земляка, комсомольского работника В.Евдокименко; эстонский график из Пярну Иоханнес Юхансоо для главного редактора таллиннского издательства И.Сейленталя.
Оригинальна линогравюра харьковского художника Виктора Фёдоровича Бойченко для народного артиста СССР Б.М.Тенина, на ней дан кадр из кинофильма «Человек с ружьём», где В.И.Ленин беседует с Иваном Шадриным, роль которого исполнил знаковладелец, театральный занавес в композиции знака говорит о том, что Б.М.Тенин был и театральным актером, играл он на сцене различных театров — в начале творческого пути в Московском театре обозрений, мюзик-холле, затем в Театре имени Мейерхольда и «Синей блузе», перед войной он играл в Ленинградском театре Комедии, после войны в Московском драматическом театре на Малой Бронной, последним театром, где блистательно играл Б.М.Тенин, был театр имени Маяковского. Ленинские экслибрисы выполнили: народный художник СССР, действительный член АХ СССР Эвальд Окас из Таллинна для академика Академии наук Эстонской ССР историка Й.Саата; художник из столицы Тувинской АССР Кызыла И.Я.Кузнецов для личной библиотеки с ленинской фразой «Искусство книги сродни монументальному искусству архитектуры: и то, и другое создаётся на века»; вильнюсский художник Ионас Климанскас для библиотеки Института истории партии.
Украинский художник из города Стрый Львовской области Остап Михайлович Оброца выполнил ленинский экслибрис для библиотеки имени Ленина в городе Стрый. На нём изображён профильный ленинский портрет на раскрытой книге, орнамент и ряды читателей. На другом экслибрисе для библиотеки музея В.И.Ленина в городе Стрый изображен ленинский портрет на фоне звезды и множества книг «Ленин». Ленинские экслибрисы выполнили: череповецкий художник из Вологодской области Ю.П.Минаков для председателя Московского клуба экслибрисистов С.А.Вуля; ленинградский архитектор И.Г.Гиммельман для смоленского коллекционера И.И.Киселева; киевский график В.Ю.Розенталь для московского журналиста и коллекционера Е.Н.Минаева.
Интересна экслибрисная Лениниана заслуженного художника Украинской ССР, киевлянина Владимира Ильича Масика. На знаке для киевского врача К.Д.Шумского художник дал изображение В.И.Ленина и девочки, пишущей на бумаге, взятого из фильма «Ленин в 1918 году». В книжном знаке для ленинского раздела домашней библиотеки ленинградского искусствоведа и коллекционера, профессора П.Е.Корнилова, художник изобразил дом в Симбирске, в котором жил В.И.Ленин. Экслибрис Масика для харьковского коллекционера А.Л.Сараны отличается сложным композиционным построением, на нём изображён памятник В.И.Ленину, многоэтажное здание «Госпрома» в Харькове на самой большой площади города Харькова — площади Дзержинского (с 1996 года — площадь Свободы), а также силуэт стройки, летящие военные самолёты, арфу, театральную маску и палитру. В книжном знаке для ленинского раздела домашней библиотеки ленинградского искусствоведа и коллекционера, профессора П.Е.Корнилова, художник изобразил дом в Симбирске, в котором жил В.И.Ленин. Экслибрисную Лениниану пополнили: львовские графики И.Я.Боднар для библиофила Мильченко, и И.М.Крислач для Н.Гнидюка; латышский художник из Саулкрасты Петерис Смагиньш для рижского книголюба А.Райка.
Талантливы два книжных знака, вырезанные в гравюре на дереве, тамбовским графиком Алексеем Фёдоровичем Бучневым, один из них предназначен для библиотеки тамбовского библиофила С.В.Евгенова, а другой для тамбовского книжного магазина «Эврика», на них показан ленинский портрет на развевающемся знамени и фанфарист в будёновке и приведены слова «Мир, свобода, равенство, братство» на русском и английском языках. Ленинские графические миниатюры выполнили: украинский художник из Львова С.М.Михалев для Львовского Окружного дома офицеров; тамбовский художник А.С.Чернов для Тамбовской областной библиотеки имени А.С.Пушкина; московский художник П.П.Назаров для семьи Назаровых.
Владимир Михайлович Скорняков из рязанского города Касимов выполнил книжный знак для домашней библиотеки директора местного индустриального техникума А.М.Миронова, на нем художник изобразил В.И.Ленина на фоне плотины гидростанции. На книжных знаках для библиотек своих земляков преподавателей Галины Шайкиной и Юрия Ивановича Предеина художник выгравировал ленинский портрет, книгу и крейсер «Аврора». Рязанскому книголюбу В.И.Селиванову, художник подарил графическую миниатюру, на которой он изобразил В.И.Ленина на фоне Петропавловской крепости. Все скорняковские экслибрисы были выполнены в технике линогравюры. Экслибрисную Лениниану пополнила казанская художница М.В.Виноградова книжным знаком для профессора Казанского института усовершенствования врачей Д.Е.Гольдштейна; московский художник С.И.Алексеев для библиотечного работника и коллекционера книжных знаков из Москвы В.Д.Перкина; эстонский график из Таллинна Валдур Валлак для таллиннского врача Д.А.Южука.
Ленинградский художник Николай Георгиевич Стрижак выполнил несколько книжных знаков по ленинской теме. Его экслибрисы украсили книги доктора исторических наук из Москвы В.Д.Королюка, кемеровских книголюбов П.М.Богданова, А.И.Москалёвой и В.А.Лязгина. На книжном знаке для председателя Московского клуба экслибрисистов С.А.Вуля Стрижак нарисовал на чёрном фоне портрет В.И.Ленина на фоне стилизованных книжных знаков на фоне городского пейзажа. Для коллекции экслибрисной Ленинианы выполнили знаки: белорусский художник из Витебска В.И.Изофатов для своей домашней библиотеки; А.Н.Потапов из Иркутской области для домашней библиотеки М.Н.Чеха; бакинец Д.М.Муфидзаде для библиотеки имени В.И.Ленина.
Все ленинские книжные знаки старейшего саратовского художника Бориса Антоновича Протоклитова были выполнены для общественных библиотек. На книжном знаке для Саратовской областной библиотеки, художник дал портрет В.И.Ленина на фоне множества книг. На экслибрисе для Саратовского строительного техникума художник нарисовал ленинский портрет на фоне строительного пейзажа, показав также молоток, мастерок и циркуль в обрамлении лавровых ветвей. В 1960-е годы экслибрисную Лениниану пополнили: рязанский художник В.М.Куликов для экономиста из Рязани и коллекционера книжных знаков В.И.Селиванова; харьковский график Н.И.Молочинский для книг библиотеки Е.Стефановского; В.Д.Багровников из вологодской Тотьмы для А.А.Филимонова.
Привлекает ксилографический книжный знак киевского художника Василия Емельяновича Лучко для библиофила Б.Дудикевича, на котором портрет В.И.Ленина дан на фоне ленинградских силуэтов, колонны людей, идущих за знаменосцем, искусственного спутника Земли и праздничный салюта на Красной площади Москвы. Выполнили ленинские экслибрисы: киевский художник В.Д.Ермаков для библиофила М.Подоляна; московский художник В.А.Кирин для журналиста из Кемерово П.М.Богданова; художник из города Горняк Алтайского края В.Я.Якоби для заместителя директора издательства «Восточная литература», председателя Московского клуба экслибрисистов С.А.Вуля.
Один из лучших графиков Украины, киевлянин Георгий Васильевич Малаков нарезал на линолеуме красивую графическую миниатюру для домашней библиотеки В.Г.Кошубарова, на ней профильный портрет В.И.Ленина дан в растительном декоре, в сюжете знака видны серп и молот и ленинская юбилейная дата «1870-1970». Отдельные ленинские книжные знаки создали художники: В.А.Бокань из Киева для библиофила О.Кравченко; эстонские графики из Таллинна А.Мильдеберг для Е.Росса и М.Грюнберг для Уно Ури.
Художник из вологодского города Сокол Леонид Николаевич Щетнев для могилёвского коллекционера Н.Я.Великанова выгравировал на линолеуме экслибрис с портретом В.И.Ленина. На нём начертано «1870-1970». Ленинские графические миниатюры выполнили: киевский художник Л.И.Бердичевский для коллеги по художественному цеху В.П.Вечерского; рижский график Отто Меднис для кемеровского журналиста П.М.Богданова; В.И.Пешков из узбекского поселка Ержар для личной библиотеки.
Ленинградский график Игорь Михайлович Сенский для книголюба Н.Борисова выгравировал на линолеуме портретный (иконографический) книжный знак, на котором дан портрет В.И.Ленина. Ленинские книжные знаки выполнили: ярославский график С.А.Смирнов для ярославского книголюба Д.Тимофеева; вильнюсский художник А.В.Шатохин для семьи Дыхан; график С.П.Мороз из Вильнюса для личной библиотеки. Искусство ленинского книжного знака развивалось в 1960-е годы динамично во многих регионах Советского Союза. Бесспорно, этому способствовало и предстоящее празднование 100-летнего юбилея со дня рождения В.И.Ленина, это событие широко отмечалось в СССР, многие художники, графики и скульпторы во всех уголках Советского Союза активно трудились над художественной Ленинианой, не остались в стороне и художники, работавшие в искусстве книжного знака.