Э.Д. Гетманский
«Много любил я и много страдал»
Есениниана в книжном знаке не только обширна, но и разнообразна в композиционном и тематическом плане. Первый есенинский экслибрис К.И.Теодоровича, выполненный в 1947 году для Сергея Головачёва долго оставался первым, потребовалось почти двадцать лет, чтобы художники обратились к есенинской теме. На то были объективные причины, связанные с той политикой, которая проводила власть по отношению к Есенину. Прижизненную травлю поэта власть сменила его посмертным очернением и замалчиванием. Большинство есенинских книжных знаков иконографические (портретные), однако сюжетные экслибрисы также составляют большой пласт отечественной Есенинианы, здесь можно увидеть места, где жил, работал и бывал поэт, многие сюжетные экслибрисные опусы навеяны его произведениями, на многих из них можно прочитать есенинские строки. Расцвет есенинской темы в книжном знаке пришёлся на 1970-е годы. Стартовав на 37 лет позже пушкинской темы в экслибрисе (самой популярной и разработанной), ныне отечественная есениниана в книжном знаке заметно приблизилась к ней и недалеко то время, когда книжные знаки, посвящённые двум великим русским поэтам в количественном отношении сравняются. В иконографическом есенинском книжном знаке превалирует естественно образ поэта Есенина, но среди этих графических миниатюр есть экслибрисы, на которых можно увидеть Сергея Есенина рядом с другими поэтами, людьми искусства, многими из тех с кем он был связан по жизни. Об этих есенинских книжных знаках и пойдёт речь в статье.
Одесский график Д.Ю.Беккер для домашней библиотеки физика, кандидата физико-математических наук из Минска Г.Г.Кулешова в 1978 году в офортной технике выполнил экслибрис с портретами С.Есенина и А.Дункан. В основе композиции знака лежит известное фото Сергея Есенина и Айседоры Дункан, на улицах Венеции (август 1922 года). Три коротких года продлился безумный роман американской танцовщицы Айседоры Дункан и великого русского поэта Сергея Есенина. У них не было почти ничего общего, они даже не говорили на одном языке — и, тем не менее, с первой встречи их потянуло друг к другу. Их союз, поразил современников и оставил множество вопросов для последующих поколений. В талантливой танцовщице поэт нашел женщину, гениальностью не уступавшую ему самому. Айседора была старше Сергея почти на 18 лет. В том, что Есенин любил женщину намного старше себя, ничего удивительного нет: мог же знаменитый поэт и прозаик Альфред де Мюссе любить Жорж Санд — Аврору Дюпен, и ещё как любить! А она была старше его на 20 лет. До Есенина Айседора Дункан была несколько раз замужем, хотя браками это назвать трудно — Дункан была сторонницей женской эмансипации и свободной любви, а брак считала вещью отжившей. Да, за её плечами были множество влюблённостей и безумств молодости, её руки и сердца на коленях просил магнат — производитель швейных машинок Зингер, Она любила роскошь, блеск, мишуру и свободу поступать так, как хочется ей. Единственным сокровищем, единственным её достоянием был танец. Вот как отозвался о нём очевидец, известный поэт Максимилиан Волошин: «Айседора танцует всё то, что другие люди говорят, поют, пишут и рисуют Красота, простая, как природа. Потрясающая пластическая чувственность. Её тело словно околдовано музыкой. Вы сами как будто купаетесь в музыке. Потом — её выразительные руки… Вы слышали когда-нибудь о перевоплощении посредством рук? Руки Дункан выразительны так же, как и её лицо. А ноги? Ведь это были босые ноги, что явилось сенсацией вечера… Они выразительны так же, как и всё у неё, а иногда и красноречивее».
Отношения их были бурными и неровными, страсть этих двух незаурядных людей обернулась драмой. «Роман был ураганный…», — вспоминал русский и французский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор Ю.П.Анненков. Супруги совершили несколько совместных поездок за границу, в том числе и в США, а осенью 1923 года их брак распался — слишком уж «неравным» он был. Айседоре Дункан посвящены есенинские покаянные строки:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Поступь нежная, легкий стан:
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки пошел за тобой,
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В последнем письме к Айседоре Есенин признавался: «Часто вспоминаю тебя со всей моей благодарностью к тебе». 1925 год окончился известием из России о смерти Есенина. Он покончил с собой в том самом номере ленинградского отеля, в котором он впервые останавливался с Айседорой. В парижские газеты Айседора обратилась со следующим письмом: «Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль. У него была молодость, красота, гений. Неудовлетворенный всеми этими дарами, его дерзкий дух стремился к недостижимому, и он желал, чтобы филистимляне пали пред ним ниц. Он уничтожил свое юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэтов. Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мной никогда не было никаких ссор, и мы никогда не были разведены. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием. Айседора Дункан». Айседора погибла в веселой курортной Ницце 14 сентября 1927 года, ее удушил собственный шарф, намотавшийся на колесо автомобиля. Последними ее словами были: «Прощайте, друзья! Я иду к славе».
В 1995 году тульский художник Ю.Г.Рогожин нарисовал экслибрис для туляка В.В.Пилипенко — автора книги о Сергее Есенине. На этой графической миниатюре изображены Есенин и Дункан на фоне городской и деревенской застройки. Здесь художник использовал фрагмент совместного фото Есенина и Дункан, выполненного в 1922 году. В Туле Есенин был в конце 1918 года, здесь он прожил несколько недель, спасаясь от московского голода. Каждый вечер в доме, где он жил, собиралась образованная публика, и Есенин читал свои стихи. На линогравюре выборгского художника В.М.Шпигова для учителя белорусского посёлка Сосновый Бор Гомельской области В.И.Хорошкевича (1978) изображёны серьёзный Сергей Есенин и улыбающаяся Айседора Дункан. Художник из Екатеринбурга Р.В.Копылов в 1995 году выполнил в гравюре на дереве книжный знак для юриста из Макеевки Н.И.Федосеенко. На этом экслибрисе изображён Сергей Есенин и его мать Т.Ф.Есенина (Титова) на фоне березы. Так как мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Да и мать поэта Татьяна Федоровна от природы была наделена недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром, у нее был хороший голос, она знала много песен и частушек. Любовь к матери, к ее проникновенным песням Есенин сохранил и пронес через всю жизнь.
Чувство любви к матери неразделимо у Есенина с чувством любви к Родине. 20 сентября 1925 года Есенин написал стихотворение-признание, в котором были строки:
Много я видел и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.
23 сентября Татьяна Федоровна в последний раз видела сына живым. Ей было пятьдесят, когда она похоронила сына. Эта утрата стала горестным рубежом в ее дальнейшей жизни. В 1955 году завершила Татьяна Федоровна Есенина свой земной путь, обретя вечную жизнь в стихах своего сына. Подобный экслибрис с образом Есенина и его матери, на фоне двух журавлей в небе, выполнил в гравюре на линолеуме луцкий график Н.Ф.Шамрила (1974) для преподавателя музыки из Липецка В.М.Некрасова. Тамбовский художник А.С.Чернов в 1972 году в технике офсета выполнил книжный знак для библиотеки полковника, кандидата военных наук Аполлона Чернова (Москва). На графической миниатюре изображен книжный магазин (лавка) «Московской Трудовой Артели Художников Слова», а также Есенин и его компаньоны по делу. В 1918 году в Москве было организовано издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова». Его организовали Сергей Клычков, Сергей Есенин, Андрей Белый, Петр Орешин и Лев Повицкий. первой была издана книжка стихов Есенина «Радуница». «Артель» в 1920 году распалась, но успела выпустить несколько книжек. Книжный магазин (лавка) «Московской Трудовой Артели Художников Слова» был открыт С.А.Есениным и А.Б.Мариенгофом в конце 1919 года в одном из помещений, принадлежавших консерватории. Сохранилось прошение «старосты» артели Есенина и «писаря» Мариенгофа председателю Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов, не позднее 20 сентября 1919 года, с просьбой открыть лавку с целью «обслуживать читающие массы исключительно книгами по искусству, удовлетворяя как единичных потребителей, так и рабочие организации», силами самих поэтов, не пользуясь наемным трудом.
В магазине кроме С.А.Есенина и А.Б.Мариенгофа работали библиофил Д.С.Айзенштат (фактически возглавивший дело), владелец издательства Альциона А.М.Кожебаткин, С.Д.Головачев, С.Ф.Быстров, И.И. Старцев. Сергей Есенин часто бывал в «Книжной лавке» и даже стоял за прилавком, продавая книги. По словам литературоведа В.А.Мануйлова, «Есенин не любил торговать книгами, но охотно их надписывал и вызывал недовольство своих компаньонов, когда брал с прилавка книжку стихов и дарил ее посетителю. «Этак ты нас совсем разоришь», — как-то сказал ему Шершеневич». Художник из подмосковного Серпухова А.И.Ванеев в 1976 году нарисовал книжный знак для библиотеки заслуженного учителя Мордовской АССР, организатора общественного музея Есенина в Саранске А.А.Котлова. На экслибрисе изображёны поэт С.Есенин и скульптор С.Эрьзя на фоне географической карты Мордовской АССР с населёнными пунктами — Саранск, Рузаевка и Луховка. В композицию графической миниатюры включены есенинские строки «Чувство Родины — основное в моём творчестве» и фраза С.Эрзи «Я работаю для своего народа». С.Д.Эрзя — (настоящая фамилия Нефёдов) художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов. Есенин и Эрзя познакомились в годы Первой мировой войны, когда Эрзя работал в военном госпитале муляжистом, куда приехали читать стихи поэты Н.Клюев и С.Есенин.
После революции (в начале 1920-х годов) Эрзя и Есенин встретились в Москве в приёмной народного комиссара просвещения А.В.Луначарского. Со слов секретаря наркома Рюрика Ивнева разговор зашёл о планируемом скульптором памятнике Ленину, Есенин восхищённый проектом, поощрительно сказал ему «Родной мой, непременно воплоти свой замысел, действуй там на Кавказе, а я непременно к тебе приеду…». Встреча поэта и скульптора состоялась в Баку в конце сентября 1924 года. С.Есенин стал посещать мастерскую скульптора. Художник И.Е.Бобровицкий писал, что Эрьзя с журналистами «Бакинского рабочего» бывал у Есенина в Мардакянах, где отдыхал поэт. Их многое сближало. По словам С.Кошечкина, «тот и другой смотрели на мир художническим взглядом, вместе с народом радовались и печалились». «Чувство Родины — основное в моем творчестве», — утверждал С. Есенин. «Я работаю для своего народа», — говорил С.Эрьзя. Ивановский график Р.А.Захаров для домашней библиотеки своего земляка, педагога Д.А.Соколова нарисовал в 1980 году книжный знак, где на фоне индустриального пейзажа, берёзок и кленовых листьев, дал портреты двух поэтов С.А.Есенина и Д.Н.Семёновского.
На экслибрисе читаются есенинские строки «Чувство Родины — основное в моем творчестве» и фраза Семёновского «Вот он, город корпусов текстильных и высоких красноствольных труб». В композицию знака включены элементы герба Иваново и надпись «Иваново — Родина первого Совета». Д.Н.Семёновский — поэт и прозаик из города Иваново. В 1913-1915 годах посещал Народный университет Шанявского в Москве, где в 1915 году встретился и подружился с Сергеем Есениным. В своих воспоминаниях ивановский поэт писал «Нас роднила любовь к народному творчеству, к природе, к меткому и образному деревенскому языку»… Обаяние, исходящее от Есенина, привлекало к нему самых различных людей. Где бы ни появлялся этот симпатичный, одаренный юноша, всюду он вызывал у окружающих внимание и интерес к себе. За его отрочески нежной наружностью чувствовался пылкий, волевой характер, угадывалось большое душевное богатство».
Заметный след в отечественной экслибрисной Есениниане оставила бакинская художница Е.Н.Шалыгина, закончившая свой жизненный путь в Вашингтоне (США). Среди большого числа есенинских экслибрисов остановимся на её опусах, на которых изображён Сергей Есенин и образ Шаганэ. Большинство графических миниатюр на эту тему художница выполнила для домашней библиотеки бакинского инженера-электрика Г.С.Арзуманова. На каждом из них читаются есенинские строки «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Сергей Есенин всю жизнь мечтал побывать в далекой Персии, образ которой, почерпнутый в сказках, волновал его воображение. Его мечте, увы, так и не суждено было сбыться, однако в 1924 году Есенин побывал на Кавказе, благодаря чему появился на свет очень романтичный и чувственный поэтический цикл «Персидские мотивы». Одним из ключевых стихотворений, вошедших в этот сборник, стало произведение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Его героиня — не вымышленный персонаж, а обычная школьная учительница Шаганэ Тальян [Шагандухт (Шаганэ) Нерсесовна Амбарцумян (Тертерян — в первом браке, Тальян — во втором браке)], с которой поэт познакомился в Батуми и буквально был сражен ее ослепительной восточной красотой. С поэтом ее связывали очень теплые дружеские отношения, поэтому в своих воспоминаниях Шаганэ Тальян рассказывает, что была очень удивлена, когда на третий день после знакомства Сергей Есенин посвятил ей знаменитое стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и вручил сборник своих произведений с дарственной надписью.
Дружба Есенина с армянской красавицей помогла поэту не только узнать характер и мировоззрения восточных женщин, но и дала богатую пищу его творческому воображению. Поэтому стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» написано в форме любовного послания, в котором автор не только признается в своих чувствах главной героине, которая является прообразом всех восточных женщин, но и рассказывает ей о себе, своих мыслях и желаниях.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Жанр стихотворения — любовное послание. Однако основная тема — ностальгия поэта по Родине. Восхищаясь Кавказом и своей любимой Персией, Сергей Есенин осознает, что восточные страны притягивают его своей таинственностью, сказочностью и непредсказуемостью. При всем своем восхищении Востоком Сергей Есенин отмечает, что «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Упоминание о Шаганэ встречается в шести стихотворениях цикла «Персидские мотивы». Любовь в этом цикле выступает в романтическом ключе. Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» является шедевром любовной лирики поэта. Оно восхищает нас искренностью и непосредственностью чувств.
Художник А.А.Ванин из Ногинска в книжном знаке для коллекционера из подмосковной Черноголовки В.В.Меркулова нарисовал в 1975 году портрет С.А.Есенина в окружении любимых женщин. Экслибрис украшают пушкинские строки из «Евгения Онегина (1 глава, XIX строфа) «Мои богини! Что вы? Где вы?». Да, это правда — Сергей Есенин любил женщин. А когда стал знаменитым, они сами вились вокруг него. Но, ни с одной из них он не был счастлив. Вероятно, самой природой он не был создан для тихого семейного счастья. Женщины и вино были необходимы ему как допинг для творчества, как наркотик для взбадривания. Да, он загорался, вспыхивая в любовном огне, но тут же, и быстро гас.
Много женщин меня любило,
Да и сам я любил не одну…
«У меня было три тысячи женщин!» — похвастался как-то Сергей Есенин приятелю. На недоверчивое «Вятка, не бреши!» заулыбался: «Ну, триста. Ну, тридцать». Его нельзя было не любить». Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство…». Анна Изряднова, Лидия Кашина, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Надежда Вольпин, Августа Миклашевская, Софья Толстая и другие — все они расцветили жизнь Сергея Есенина, но все как-то прошли мимо и не перевернули его душу. Известно признание поэта: «Только двух женщин любил я в жизни. Это Зинаиду Райх и Дункан. А остальные…». Зинаида Райх говорила о Есенине: «Моя сказка, моя жизнь». Как не вспомнить тех женщин, которые сумели всколыхнуть в душе поэта светлое и глубокое чувство и которым он посвятил лучшие строки своей поэзии.
На книжном знаке Миши Меркулова, который нарисовал в 1996 году художник из подмосковной Черноголовки Л.Н.Распопов, видны портреты Сергея Есенина и И.Приблудного. Иван Приблудный (настоящее имя Яков Петрович Овчаренко) — русский советский поэт. Учась в «Брюсовском институте», Приблудный знакомится, а затем и сближается с Сергеем Есениным, который отзывается о молодом поэте так: «Замечательная стерва и талантливый поэт, очень хороший…». Иван Приблудный — едва ли не единственный среди есенинского окружения поэт, который с полным правом мог сказать о себе, что он ученик Есенина, усвоивший многие его поэтические уроки. Общение с Есениным сыграло огромную роль в жизни Приблудного. Первое время он буквально не отходил от поэта, впитывая каждое его слово, получив шутливое прозвище «есенинский адъютант». Приблудный усвоил многие поэтические уроки Есенина. Есенина и Приблудного сближали самобытность, искренняя задушевная интонация в передаче чувств, поэтизация природы. Дружба с Есениным дорого обошлось молодому поэту. Советская критика вынесла ему беспощадный приговор — «Поэзия Приблудного — это поэзия обывателя, запутавшегося в великих событиях эпохи. И только обывателям может служить эта поэзия». Приблудного первый раз арестовали 17 мая 1931 года и сослали в Астрахань. В 1935 году он вернулся в Москву из ссылки, пытался вступить в Союз писателей СССР, но ему отказали. Весной 1937 года Приблудного (как и некоторых других поэтов) вновь арестовывают — за принадлежность к «террористической группе из среды поэтов». 13 августа 1937 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговаривает его к расстрелу, и приговор в тот же день приводится в исполнение. Посмертно реабилитирован 24 ноября 1956 года, в 1985 году посмертно принят в члены СП СССР. Поэзия Ивана Приблудного, изъятая из советской литературы на несколько десятилетий, это исповедь еще одного участника, свидетеля и жертвы грозной эпохи, товарища Сергея Есенина, преемственная близость которой к есенинскому творчеству несомненна.
Обширна экслибрисная Есениниана, на которой можно увидеть помимо портрета Есенина и портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, В.М.Шукшина, Н.Рубцова, В.С.Высоцкого. Таков книжный знак курского графика В.Г.Шуклина для московского журналиста Ю.Б.Юшкина (1970). На нём дан портрет С.Есенина и автопортрет А.С.Пушкина на фоне раскрытой книги и горящей свечи. А.С.Пушкин и С.А.Есенин также вместе показаны на книжном знаке «Ex libris Вячеслава Меркулова» (1976) камышинского художника Е.Г.Синилова, на нём помимо портретов изображена погасшая свеча и берёзовые ветки. Саратовский художник В.Г.Евграфов нарисовал экслибрис для домашней библиотеки киевского инженера речного флота Н.Н.Щёголева и его супруги педагога В.В.Щёголевой. На этой миниатюре изображена раскрытая книга, на одной странице которой изображены силуэты А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и С.А.Есенина, а на другой странице книги — парусник. Так в одном книжном знаке художник учёл не только профессиональную деятельность, но и литературные пристрастия знаковладельцев. Сибирский художник из города Асино Томской области В.Т.Кеменов нарисовал автоэслибрис, где на фоне палитры изобразил три книги с портретами А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и С.А.Есенина.
Эти же три великих русских поэта изображены на книжном знаке московского художника М.Л.Фрама для московского коллекционера В.М.Бакуменко, дополняет композицию знака открытая книга и лежащая на ней авторучка. Художник из украинского города Торез Донецкой области А.Е.Ечкало подарил экслибрис начальнику пожарной части города Торез В.В.Богайчуку (1998), на нём видны два портрета — М.Ю.Лермонтова и С.А.Есенина. Композицию знака дополняют строки из стихотворения В.С.Высоцкого «О Поэтах и Кликушах» (другие названия «О фатальных датах и цифрах», «К поэтам») — «На цифре 26 один шагнул под пистолет, другой же в петлю слазил в «Англетере». Портреты М.Ю.Лермонтова и С.А.Есенина также лежат в основе книжного знака каргопольского художника Г.А.Кулишова для юриста из посёлка Черноголовка Московской области Ю.Ф.Петрунина (1985), на нём изображен Дом-музей М.Ю.Лермонтова в Тарханах Пензенской области и Дом-музей С.А.Есенина в селе Константиново Рязанской области. Дополняет композицию этой графической миниатюры образ пограничника на фоне карты Советского Союза, а также пограничный столб с гербом СССР. Портреты М.Ю.Лермонтова и С.А.Есенина изображены на знаке для В.В.Меркулова (1989) архангельского художника В.Н.Орлова на фоне берёзы и горного пейзажа. Не забыли художники и писателя, кинорежиссёра, актёра, сценариста, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Ленинской премии В.М.Шукшина, его портрет, как и портрет С.А.Есенина можно увидеть на книжном знаке белорусского художника из Гомеля А.К.Мельянца для Вячеслава и Галины Меркуловых (1976).
В это же время А.К.Мельянец выгравировал на стали другой есенинский экслибрис для В.В.Меркулова, на нём изображён портрет Есенина на фоне памятника А.С.Пушкину в Москве работы А.М.Опекушина, установленный на Страстной площади (ныне Пушкинская) 6 июня 1880 года. В 1995 году петербургский график Н.Г.Стрижак нарисовал книжный знак для домашней библиотеки юриста из Санкт-Петербурга В.Я.Беспёрстова (1989), на нём даны силуэтные портреты С.Есенина и Н.Рубцова на фоне православного креста. Н.М.Рубцов — русский лирический поэт. Вологодская «малая родина» и Русский Север дали ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность». Погиб Рубцов в ночь на 19 января 1971 года в своей квартире, в результате бытовой ссоры с библиотекарем и начинающей поэтессой Людмилой Дербиной (Грановской), на которой собирался жениться (8 января они подали документы в ЗАГС). Судебным следствием установлено, что смерть имела насильственный характер, наступила в результате удушения — механической асфиксии от сдавливания органов шеи руками. Дербина была признана виновной в убийстве Рубцова, осуждена на 8 лет, досрочно освобождена почти через 6 лет, по состоянию на 2013 год живёт в Вельске, виноватой себя не считает и надеется на посмертную реабилитацию. Писатель Фёдор Абрамов называл Рубцова «блистательной надеждой русской поэзии».
Художник из Барнаула Р.А.Прохневский в 1987 году в технике цинкографии выполнил книжный знак для своего земляка инженера Н.П.Авдошкина, на нём портрет С.А.Есенина дан в галерее русских литераторов на страницах раскрытой книги. Харьковский художник-график А.С.Литвинов выполнил в 1995 году в гравюре на пластике экслибрис для книжного собрания военнослужащего из города Ахтырка Сумской области А.Н.Синицына. На нём, на фоне гитары, берёзы и цветов, даны два портрета С.Есенина и В.Высоцкого. Графических миниатюр с двойным портретом С.Есенина и В.Высоцкого крайне мало, зато экслибрисов с образом Высоцкого в роли Хлопуши есенинской поэмы «Пугачёв» много. Эту роль актёр сыграл в премьерном спектакле в театре на Таганке 17 ноября 1967 года. Хлопуша (настоящее имя А.Т.Соколов) — участник пугачёвского восстания, атаман одного из отрядов, восставших, до восстания — неоднократно судим и приговорён к каторжным работам за уголовные преступления.
По приговору Оренбургской следственной комиссии Хлопуша был казнен 10 июля 1774 года, его отрубленная голова после казни была установлена на шесте на центральной площади Оренбурга.
Тульский художник В.Н.Чекарьков внёс заметный вклад в экслибрисную Есениниану. На одном из его знаков «Ex libris Эдуарда Даниловича Гетманского» (1985) он нарисовал портреты А.С.Пушкина, А.М.Горького и С.А.Есенина. В 1988 году художник подарил экслибрис тульскому нейрохирургу Г.С.Самошенкову. На нём в овальных рамах изображены портреты А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и С.А.Есенина на фоне книги, чернильницы в виде женской статуэтки гусиного пера и медицинской эмблемы. Есенинская тема в экслибрисе неисчерпаема, творчество великого русского поэта привлекает новые поколения художников, которые стремятся запечатлеть его столь яркий и такой близкий образ в малой графике. Огромная популярность Сергея Есенина в отечественном книжном знаке кроется в том, что он человечен, честен и народен. В нашей поэзии Сергей Есенин — мегазвезда первой величины.