«Праздник нужно всегда носить с собой»
Образ американского писателя Эрнеста Хемингуэя не часто, но встречается в отечественном искусстве книжного знака. Но самое удивительное то, что над этой темой работали лучшие художники Советского Союза. Замечательный советский график Евгений Голяховский выгравировал на дереве книжный знак в основе, которого выразительный прижизненный портрет Эрнеста Хемингуэя. Эта графическая миниатюра выполнена для домашней библиотеки искусствоведа и художника киевлянина Леонида Бердичевского. Он собрал прекрасную библиотеку по искусству, русской и европейской поэзии. Эта библиотека осталась в Киеве после его отъезда в Берлин более 20 лет тому назад. Томский художник Владимир Марьин после развала Советского Союза уехал в Германию. Он создал в гравюре на дереве (ксилография) графическую миниатюру для московского библиофила и коллекционера книжных знаков Семёна Гудовича. Молодым штурманом авиации он принимал участие в Гражданской войне в Испании (1936-1939). Здесь же он был тесно связан с известной разведчицей Марией Фортус. Вероятно там же Гудович познакомился с Хемингуэем, который принял сторону республиканцев, боровшихся с генералом Франко. В самые тяжёлые дни войны Эрнест находился в осаждённом франкистами Мадриде, в отеле «Флорида», который на время стал Штабом интернационалистов.
Испанская одиссея Гудовича подвигла советских художников на создание экслибрисов, связанных с нею. Среди них есть и экслибрисы посвящённые Эрнесту Хемингуэю и его произведениям. С.А.Гудович собирал также военную библиотеку и разного рода мемуары. Кроме того им была собрана представительная иудаика на русском языке. Еще один иконографический (портретный) экслибрис, посвящённый лауреату Нобелевской премии по литературе Эрнсту Хемингуэю, выполнил украинский график из города Черновцы Орест Криворучко. Эта линогравюра предназначена для домашней библиотеки минского профессора Михаила (Михася) Минкевича. Казахский график Ануар Утегенов (А.Отеген-Тан) из города Актюбинска (ныне Актобе) в технике гравюры на линолеуме выполнил экслибрис для своего земляка Элмира Гизатулина. В композицию этой графической миниатюры кроме портрета Эрнеста Хемингуэя вошёл сюжет из его повести «Старик и море», написанной в Бимини (Багамские острова) и вышедшей в 1952 году. Это последнее известное художественное произведение Хемингуэя, опубликованное при его жизни. В повести автор рассказывает историю старика Сантьяго, кубинского рыбака, о его борьбе в открытом море с гигантским марлином, который стал самой большой добычей в его жизни. На экслибрисе изображён Старик Сантьяго на фоне моря.
Эдуард Гетманский