На Пасху 1868 г. в сельце Сомово Одоевского уезда Тульской губернии в семье бедного приходского священника Покровской церкви Семеона Иоановича Георгиевского и его жены — Серафимы Александровны родился мальчик. Нарекли его Василием.
Cвоим первоначальным образованием и воспитанием в духе благочестия Василий был обязан отцу. В 1882 г. В.С.Георгиевский закончил Белевское Духовное Училище. В том же году поступил в Тульскую Духовную Семинарию, которую в 1860 г. закончил его отец с аттестатом второго разряда богословского класса.
Начало 1883 г. для семьи Георгиевских ознаменовалось перемещением Симеона Иоановича. По резолюции Преосвященнейшего Никандра новым местом службы главы семейства стала Церковь Архангела Михаила в с. Апухтино того же Одоевского уезда.
В 1888 г. Василий Георгиевский закончил Тульскую Духовную Семинарию первым в выпуске. Его трудолюбие и блестящие способности позволяли думать о научной карьере, а серьезное отношение к законам нравственности и морали вызывали глубокое уважение, как среди учеников, так и среди наставников. Он увлеченно занимался литературой, библеистикой, вопросами пастырства. Помимо официальных занятий изучал труды епископа Феофана Затворника, И.Янышева, духовно-богословские журналы, часто приезжал в Оптину пустынь к знаменитому старцу Амвросию Оптинскому, который благословил его, несмотря на нежелание родных, на обучение в Московской Духовной Академии.
Василий Семенович поступил в Московскую Духовную Академию, где и окончил курс в 1892 г. со званием кандидата богословия.
Еще на студенческой скамье в нем пробудилось стремление к монашеской жизни, вследствие чего он не раз искал отеческого руководства и наставлений Ректора Московской Духовной Академии, Архимандрита Антония Храповицкого и продолжительное время находился под его духовным влиянием. Решительный, строго обдуманный шаг В.С.Георгиевский совершил не сразу.
Будущий инок хотел испытать себя и жизнью в миру, на поприще преподавательской деятельности.
В 1892 г. после окончания Московской Духовной Академии Георгиевский обучал Закону Божьему, географии и истории детей товарища прокурора С.А.Лопухина в Туле, где не раз встречался с Л.Н.Толстым, В.Н.Давыдовым, М.А.Стаховичем и князем Г.Е.Львовым. 24 марта 1893 г., по ходатайству покойного Преосвященного Тульского Никандра, которому даны были самые благоприятные отзывы Ректором Академии, Георгиевский был назначен на должность помощника смотрителя в Ефремовском духовном училище. С 19 июня по 10 января 1895 г. он состоял членом и секретарем Ефремовского Отделения Епархиального Училищного Совета. Его решение принять иноческий чин оставалось твердым, и его стремление к духовному совершенству стало известно Преосвященнейшему Иринею, который принял самое горячее участие в его судьбе.
После открытия свободной кафедры по греческому языку в Тульской Духовной Семинарии, Георгиевский просил ходатайства Преосвященного о перемещении его на эту кафедру, желая стать под ближайшее руководство Владыки. Это перемещение состоялось 10 января 1895 г., и одновременно с этим новый преподаватель Семинарии окончательно утвердился в своем решении о принятии монашества.
15 февраля, в канун родительской Субботы, в Крестовой Архиерейской церкви после утрени сам Преосвященнейший совершил обряд пострижения. Трогательный церковный чин был завершен напутственной речью Владыки, которая свидетельствовала об особом отношении Преосвященного к Василию Семеновичу, об уважении и отеческой любви Владыки к 27-летнему иноку, для которого аскетический идеал — не праздная мечта, а высший путь служения Богу и нравственного самоусовершенствования.
17 августа 1895 г. Евлогия назначили инспектором Владимирской Семинарии, а в 1897 г. он был посвящен в сан архимандрита и перемещен на должность ректора Холмской Семинарии в Галиции-уездном городе с польско-еврейским населением и сложной религиозной жизнью. В 1902 г. назначен Люблинским епископом, викарием Холмско-Варшавской епархии; стал одним из главных инициаторов русского национального и религиозного возрождения в Галиции.
Во время революционных событий 1905 г. Евлогий противодействовал еврейским погромам в своей епархии, оставаясь одновременно последовательным сторонником русских национальных традиций.
В 1907 г. избирался православным населением Холмщины членом 2-й и 3-й Государственной Думы. Выступал против смертной казни и террора, захлестнувшего империю.
В 1912 гг. Георгиевский стал архиепископом Холмским, в 1914 гг. — архиепископом Волынским.
С объявлением 1-й мировой войны личным приказом императора назначен управляющим церковными делами на оккупированных территориях. После Февральской революции и отречения императора Евлогий подвергался травле как “черносотенец” и “старорежимник” со стороны т.н. “социал-диаконов” и “социал-псаломщиков” низшего Холмского духовенства.
Новый политический режим, низвергнувший основы православия и духовности российского общества, заставил эмигрировать авторитетного церковного деятеля, который в 1921-1939 гг. стал митрополитом православной церкви в Западной церкви и получил права управления русскими приходами на строгом каноническом основании.
Для бесправного, потерявшего веру в политику, в идеи, в справедливость эмигранта русская церковь часто оставалась последним прибежищем, где он мог бы найти успокоение для своей мятущейся души.
В отличие от других крупных деятелей русской эмиграции, занимавшихся политической, просветительской, культурной деятельностью, Евлогий принял к устроению не внешний мир, и даже не разум русских скитальцев, он устраивал их души и сердца. Он молился за них в темных алтарях эмигрантских храмов.
Будучи исконно русским человеком, патриотом своего отечества, он знал, что истинный храм веры и надежды может быть только на родине. Он мечтал вернуться домой. Хотел возглавить исход эмигрантской паствы домой.
Евлогий настойчиво пытался осуществить план возвращения в юрисдикцию Московской патриархии и по указу Московского патриарха от 11 сентября 1945 г. стал считаться экзархом патриарха Московского.
Он умер 8 августа 1946 г. в возрасте 78 лет и похоронен в Париже на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа.
Свою жизнь В.С.Георгиевский посвятил Богу и стремился всеми силами достойно служить людям, являясь истинным посредником между ними. Его душа была наполнена скорбью о России и ее народе, отринутом от веры Христовой. Свои силы он отдал за возрождение Родины.
Ю.В.Харламова
ЛИТЕРАТУРА
Труды митрополита Евлогия:
Путь моей жизни: Воспоминания Митрополита Евлогия Георгиевского, изложенные по его рассказам Т.Манухиной.- М.: Моск. рабочий,1994.- 620 с.
Литература о нем:
Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Волынский. В миру Василий Георгиевский: [Фото и текст] // Россия в ее прошлом и настоящем. В память трехсотлетия царствования Державного Дома Романовых.- М., 1915.- (вкл.).
Евлогий Георгиевский [в миру Георгиевский Александр (Василий) Семенович] (1868-1946) // Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды.- 3-е изд., перераб. и доп.- М., 1999.- С.265.
Евлогий (в миру — Георгиевский Василий Семенович) // Тульский биографический словарь.- Тула,1996.- Т.1.- С.195-196.
Южаков Р. Евлогий Георгиевский (в миру — А.С.Георгиевский.) // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в.: Энцикл. биогр. слов.- М., 1997.- С.228-230.
Костиков В. Не будем проклинать изгнанье…: Пути и судьбы русской эмиграции.- М.: Междунар. отношения, 1990.- 464 с.: ил. На с.326-350 — о митрополите Евлогии.
Руднев М.Н. Тульская духовная семинария: Ист. записка // Столетие Тульской епархии: Сб., изданный по поводу празднования столетия Тульской епархии.- Тула,1902.- С.149-254. На с.242 — о В.С.Георгиевском (Евлогии).
Софроний (Сахаров), архимандрит. Письма близким людям: Переписка с семьей протоиерея Бориса Старка.- М.: Отчий дом, 1997.-136 с.: ил. На с.10 — митрополит Евлогий (фото); на с.30 — могила митрополита Евлогия в крипте Успенской церкви на Русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа (фото).
Поспеловский Д.В. Из истории русского церковного зарубежья // Церковь и время.-1991.- №1-2.
Пострижение в монашество // Тул. епархиальные ведомости.-1895.- № 3.- С.113.
«Боже, милостив буди мне грешному» / Подгот. Н.Кузнецов // Белевская правда.- 2001.- 27, 30 июня.
Кирсанов Ю. Не забывайте своих корней // Новая жизнь.- 1994.- 28, 30 апр.