Стоящий на вершине горы город виден всеми издалека. Есть люди, которые оставляют наиболее яркие следы в истории. Кто учился много лет назад в советской школе, может быть, помнит такие строки:
Единица – вздор, Единица – ноль, Один, даже если и очень важный, Не может поднять простое пятивершковое бревно, Тем более дом пятиэтажный. Людей учили, что в истории главную роль играют огромные массы людей (классы), большие коллективы. Роль личности в истории тогда заметно принижалась. Но даже в самые глухие годы атеистической реакции, когда речь заходила о событиях Куликовской битвы, то даже самые отъявленные ниспровергатели Православной Церкви, сквозь зубы, нехотя, вынуждены были признавать его благотворную роль в этих событиях. О ком же идет речь? Кто он? Конечно же, это – «игумен земли Русской», печальник и молитвенник за неё – преподобный Сергий Радонежский. Наверное, не найдется такого человека в России, который бы не знал или не слышал о преподобном Сергии Радонежском. Слава и память о преподобном Сергии пережила века, его имя знают миллионы людей, а сам преподобный Сергий стремился всячески избежать человеческой славы. Действительно, на всех делах и словах преподобного Сергия мы видим печать огромной любви к каждому человеку, а с другой стороны – стремление избежать любой человеческой славы. И то, что мы знаем о жизни преподобного Сергия, дошло до нас стараниями его учеников, которые тщательно записывали слова и дела своего духовного наставника. То, что рассказал о себе ученикам преподобный Сергий, несет на себе огромную печать смирения. А ведь по своему великому смирению преподобный Сергий мог многое о себе и не рассказать. Поэтому мы знаем о его жизни, особенно о первом периоде его уединённого пребывания в лесу, очень немногое.
Но стоит сразу же предостеречь людей от всяких нечистоплотных спекуляций на эту тему. Так некоторые адепты неоязыческих движений, ни на чем не основываясь, а только на собственных фантазиях и измышлениях, договорились до того, что преподобный Сергий якобы был языческим волхвом великого посвящения (см. более подробно В. Дёмин «От Ариев к Русичам. Древняя история русского народа». Москва – Омск, «Русская Правда», 2005 г. С.330 – 331).
Конечно, мертвые срама не имут, но доброе имя преподобного Сергия сейчас должны защитить мы, живущие в это непростое время. К сожалению, приходится защищать имя преподобного Сергия от таких нападок, до которых не додумались в свое время даже атеисты.
Итак, что мы знаем о преподобном Сергии? Если вкратце напомнить жизнь этого удивительного святого, тот рассказ о нем будет не очень долгим, и не будет в нем ничего примечательного.
Родился преподобный Сергий Радонежский в 1314 году в селе Варница недалеко от Ростова Великого, в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. При крещении младенца нарекли именем Варфоломей. В 1330 году родители Варфоломея вынуждены были переехать из Ростовских пределов, так как они разорились и вынуждены были пойти, чтобы прокормиться, на службу к Московскому князю, в затерявшееся среди глухих и дремучих московских лесов село Радонеж. В 1333 году родители преподобного Сергия Кирилл и Мария приняли иноческий постриг и ушли в Хотьковский монастырь. А в 1337 году, после смерти своих родителей – иноков, молодой Варфоломей, раздав всё свое имущество, наконец — то смог посвятить свою жизнь монашескому деланию. Причем он избирает самый трудный и опасный путь в монашестве, самый сложный вид монашеского жительства – отшельничество. Вместе со старшим братом Стефаном на горе (холме) Маковец они основывают маленькую деревянную церковь в честь Святой Троицы. Вскоре после этого, в 1337 году, в 23 года от роду, Варфоломей принимает монашеский постриг с именем Сергий. Вместе со своим братом преподобный Сергий начинает тяжелое отшельническое житие. Но вскоре его брат Стефан не выдерживает такой тяжелой жизни и уходит в московский монастырь. Преподобный Сергий остаётся один. Какие подвиги претерпевал и совершал молодой подвижник, мы не знаем. Но «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 14). Вскоре к преподобному Сергию стали приходить любители монашеского делания. Так, в начале 40-х годов XIV века возникает Свято-Троицкий монастырь, из которого впоследствии образуется Свято-Троицкая Сергиева Лавра. В 1354 году, после долгих уговоров братии, преподобный Сергий был возведен в сан игумена. Вручение ему игуменского жезла произошло в городе Переяславле-Залесском, в том самом храме, в котором в XIII веке сначала крестили, а затем посвятили в князья знаменитого русского полководца – благоверного князя Александра Невского. В конце 50-х начало 60-х годов XIV века в Троицкой обители вводится общежительный устав. Не все братия приняли его сразу. Поэтому преподобный Сергий несколько раз покидал монастырь и оставлял сан игумена, чтобы не усиливать разногласия и споры с некоторыми из братьев. Но пристыженные кротостью преподобного братия звали его обратно в монастырь, на игуменство. И общежительный устав утвердился в Троицкой обители. Вскоре после этого, по примеру Троицкого монастыря, многие святые обители ввели этот общежительный устав и у себя.
В 1380 году, когда Руси угрожало нашествие крымского мурзы, а по совместительству и золотоордынского очередного хана Мамая, направляемого на Русь руками западных католических держав (в первую очередь – Римским Папой, Генуей, Венецией), преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского на защиту Отечества. А ещё задолго до этого, преподобный Сергий ходил с миротворческими миссиями к русским князьям, чтобы прекратили они между собой споры и распри. И такая миротворческая деятельность преподобного принесла свои плоды: на Куликово поле послали свои дружины и рати почти все русские князья. И ради общего дела – защиты Отечества, преподобный Сергий посылает в русское войско из своего монастыря двух братьев, до своего пострига бывших могучими войнами, – Андрея Ослябя и Александра Пересвета.
25 сентября (8 октября) 1392 года, после причащения Святых Тайн за Божественной Литургией, преподобный Сергий тихо и мирно отошел ко Господу. Можно задать вопрос: а что же связывает преподобного Сергия с Тульской землей? Фактов очень мало, так как по своему глубокому смирению преподобный Сергий не все открывал о себе своим ученикам. Но всё же несколько фактов есть. В XIII веке в землях вятичей, в середине XII века принявших христианство, возникают первые монастыри. Один из них находился в Тульской области, недалеко от города Венёва – Венев монастырь. В XIV веке в нем подвизался преподобный Петр Веневский, ученик преподобного Сергия. Как говорит предание, преподобный Сергий несколько раз приходил пешком из своего монастыря на встречу со своим учеником в его монастырь. Есть и другое предание, что в Веневом монастыре произошла историческая встреча преподобного Сергия, Петра Веневского и князя Димитрия Донского. В подтверждение этих встреч до начала XX века показывали жезл, власяницу и посох, которые подарил преподобный Сергий Петру Веневскому в одну из их встреч. До середины 30-х годов XX века они хранились в ризнице Венева монастыря, а потом исчезли.
Известно, что в 1382 году состоялся договор о дружбе, о разделе сфер влияния и о границах между Московским Великим князем Димитрием Донским и Рязанским Олегом. В этом документе упоминается город Тула и его окрестности. Общеизвестно, что огромную роль в заключении этого договора между князьями сыграл преподобный Сергий Радонежский. Вполне вероятно, что он мог посещать Тульскую землю во время подготовки этого документа с какими-то миссиями.
И, конечно же, нельзя обойти стороной события 1380 года, когда на Поле Куликовом русские рати разбили Мамаеву орду. Участие и деятельность в этих событиях преподобного Сергия общеизвестна.
Так, накануне Куликовской битвы, преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского на сражение, предсказав ему победу. Во время этого визита Великого князя Московского в Троицкий монастырь преподобный Сергий послал двух братьев – монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябя – в войско князя. Известно, что монах не имеет право брать в руки оружие. Но до своего монашеского пострига в Троицкой обители оба брата (не только по плоти, но и по духу) были воинами- дружинниками (по другим сведениям – даже боярами из Брянска), то есть настоящими воинами-профессионалами, которые были так необходимы в тот момент князю Дмитрию Ивановичу. И преподобный Сергий послал этих монахов-воинов на Поле Куликово, говоря, что их грехи он берет на себя.
Когда же русское войско пришло на Поле Куликово и встало там станом, чтобы подкрепить силы русского войска, утвердить его дух и решимость к победе, преподобный Сергий послал гонца с письмом и Богородичной просфорой к Великому князю Московскому Димитрию Донскому, ещё раз уверяя его в победе над Мамаем.
Когда же шла сама битва, преподобный Сергий совершал Божественную Литургию, молился в храме, сообщая братии ход сражения, а также имена павших князей и бояр. Поэтому, когда в начале XX века решался вопрос, какой проект храма — памятника выбрать для постройки на Поле Куликовом, то все единогласно говорили, что храм должен быть освящен в честь Преподобного Сергия Радонежского. Итак, мы можем сделать такой вывод: связь преподобного Сергия Радонежского с Тульской землей однозначно доказана. Хотя, возможно, ещё не все факты из жизни преподобного Сергия известны науке и людям.
cвященник А. Соколов
ЛИТЕРАТУРА:
Сергий Радонежский // Куликово поле : большая иллюстрированная энциклопедия. – Тула, 2007. – С. 576-578 : фото. – Библиогр. в конце ст.
Премия имени преподобного Сергия Радонежского // Энциклопедия Куликова поля : [словарь]. – Новомосковск, 1996. – С. 142-143. – Лит. прил. к журн. «Поле Куликово» ; 1996.
То же // Поле Куликово : энциклопедия. – Новомосковск ; Тула, 2001. – Т.1. – С. 226-227. – Спец. вып. журн. «Поле Куликово» ; 2001.
Борисов, Н.С. Сергий Радонежский / Н.С. Борисов. – 3-е изд. – М. : Мол. гвардия, 2004. – 298 с. : ил., фото. – (Жизнь замечательных людей ; вып. 891. Серия биографий).
Преподобный Сергий Радонежский – великий подвижник земли Русской / Гос. воен.-ист. и природ. музей-заповедник «Куликово поле» ; Сергиево-Посадский гос. ист.-худож. музей заповедник, Свято-Троицкая Сергиева Лавры. – М. : [б. и.], 2004. – 184 с. : ил.
Соколов, А.Н. Святой благоверный великий князь Дмитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва : обозрение публикаций / миротрофный протоиер. А.Н. Соколов. – Нижний Новгород : Кварц, 2010. – 399 с. : фото. – 630-летию Куликовской битвы посвящается.
Андроник (Трубачев). Судьба главы Преподобного Сергия / игумен Андроник (Трубачев) // Журн. Моск. Патриархии. – 2001. – № 4. – С. 33-53 : фото.
Истории борьбы верующих православных общин Сергиева Посада за сохранение мощей Преподобного Сергия; о роли графов Олсуфьевых (Юрия Александровича и Софьи Владимировны), живших в с. Буйцы Тульской губ., в сохранении главы Преподобного. Можина, П. И слава их не истребится / П. Можина // Тул. епархиальные ведомости. – 2005. – № 13. – С. 48-56 : ил.
Пантелеев, И. Благодатная помощь преподобного Сергия в деле духовного возрождения России : на примере рассказа И.С. Шмелева «Куликово поле» / И. Пантелеев // Тул. епархиальные ведомости. – 2010. – № 13. – С. 34-42 : ил. — Библиогр. в примеч.
Гриб, А. О подвижнике земли русской / А. Гриб // Моск. правда. – 2005. – 9 авг. – С. 2 (вкл. «Молодые»).
О полнометражном документ. фильме «Житие преподобного Сергия», посвящ. 625-летию Куликовской битвы.
Подъемщикова, О. Нам земля подобна есть русская милому младенцу у матери своей : [о праздновании на Куликовом поле 600-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского] / О. Подъемщикова // Мол. коммунар. – 1992. – 23 сент.
Чуликов, Т. Слово о Преподобном Сергии : [о легенде о посещении преподобным Сергием Радонежским Венева-монастыря] / Т. Чуликов // Красное знамя. – 1997. – 21 окт.
* * *
Шмелев, И. Куликово поле : [рассказ] / И. Шмелев // Сергий Радонежский : сб. – М., 1991. – С. 205-243.