22 февраля 1778 г. последовал Указ Правительствующего Сената о начале деятельности учреждений Тульской губернии: «Правительствующий Сенат, получа уведомления, что в Псковском, Ярославском и Тульском наместничествах новые присутственные места открыты, приказали: о том в Пскове, Ярославле и в Туле присутственных мест открытии во все обретающиеся в С.-Петербурге и Москве присутственные места, також губернские правления, а из оных и в города дать знать указами с тем, чтоб они покасающимся до вышеупомянутых наместничеств делам, как в произвождении сношений или переписок, так и в прочем во всем поступали в сходственность изданного от 7 ноября 1775 года нового для управления губерний учреждения и по силе посланных из Сената от 22 февраля 1776 года в губернии, провинции и города указов».
В каждой губернии создавалась разветвленная сеть учреждений с многочисленным составом чиновников в значительно меньших чем раньше административных районах. Новые учреждения последовательно проводили принцип разделения властей, при котором административное управление было отделено от суда, а суд от финансового управления. Кроме того новые учреждения подчеркивали сословное разделение общества. Принципиальным новшеством было привлечение к их деятельности местных обществ Они возрождали и значительно расширяли можно сказать неудачную попытку Петра I ввести самоуправление в России. По сравнению с ранее действующей системой местного управления новая есть учреждений представляла собой строгую систему и являлась чрезвычайно либеральной. Поэтому практически все созданные но реформе Екатерины II местные учреждения с некоторыми изменениями своих функций просуществовали почти 150 лет и были ликвидированы только с советской властью.
Главным административным органом было губернское правление, возглавляемое губернатором. Высшими судебными органами в губернии были палаты уголовного и гражданского суда. Финансовым органом являлась Казенная палата. По своему устройству эти учреждения являлись коллегиями, хотя в губернском правлении вся власть безусловно принадлежала губернатору. В ведении этих учреждений находились все сословия.
Верхний земский суд являлся местом для разбора дворянских тяжб и судом над дворянами. Губернский магистрат был судебным органом для горожан. Верхняя расправа — для однодворцев и государственных крестьян. Все суды имели коллегиальное устройство. Они состояли из государственных судей и выборных от тех сословий, дела которых рассматривались судами, заседателей Создан был так называемый Совестный суд для полюбовного решения дел и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамеренными преступлениями.
Приказ общественного призрения ведал устройством школ, больниц, богаделен, приютов и т .п.
Совестный суд и приказ общественного призрения являлись всесословными органами, где председательствовали государственные чиновники, а заседателями были выборные представители всех сословий.
В каждом городе горожанами избиралась дума, ведавшая его управлением.
Уездная администрация была выборной. Главным уездным учреждением был Нижний земский суд, возглавляемый исправником или капитан-исправник. Членами его были выбранные заседатели из дворян уезда. Исправник считался главой уезда и был исполнительным органом губернского управления.
Дела дворян уезда разбирал Уездный суд, избираемый дворянством уезда. Он был подчинен Верхнему земскому суду. Городской магистрат, избираемый горожанами, разбирал дела жителей уездного города. Нижняя расправа — суд для государственных крестьян, подчиненный Верхней расправе.
Кроме того возникли Дворянская опека при Верховном земском суде ведавшая попечением о вдовах и сиротах дворян и Сиротский суд при Городовом магистрате для призрения горожан. В Дворянской опеке председательствовал уездный предводитель дворянства, которые стали выбираться со времени создания екатерининской Новоуложенной комиссии в 1767 г.
Как видим реформа местного управления Екатерины II привлекала к работе в учреждениях все слои личносвободных членов общества. Однако вводимые элементы самоуправления носили во многом чисто формальный характер как из-за опасения властей дать слишком много свободы, так и из-за практически полной неподготовленности населения заниматься нуждами своего сословия.
ЛИТЕРАТУРА:
Афремов И. Историческое обозрение Тульской губернии с картою, планом города Тулы 1741 г., реставрированными планами: крепостей Тулы 1625 и 1685 г., Куликовской битвы 1380 г.; родословными таблицами князей Новосильских, Одоевских, Белевских, Воротынских и знаменитых дворян Демидовых. 4.1.- М.: В тип. В. Готье, 1850.- 241 с , 108 с. доп. — [Правление — с. 11-38].
Покровский В. Об открытии Тульской губернии в 1777 году // Тул. губ. ведомости — 1851.-N42-44.
Смирнов А Об открытии Тульской губернии // Тул. губ. ведомости. — 1870.- N 27,28.
Ашурков В. Страницы тульской старины: (Очерки по истории Тулы. 1146-1917 гг.). — Тула, 1988.- 160 с.
Белоус А. По указу ее Величества: 19 сентября 1777 года была учреждена Тульская губерния // Тула вечерняя. — 1997.- 19 сент.
Фомин Н.К. 220 лет назад (1777) образована Тульская губерния // Тульский край. Памятные даты на 1997 год: Указ. лит. — Тула, 1996. — С.49-50.- Библиогр.: 14 назв.