Тульское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (конец XIX — начало XX вв.)

(к 120-летию (1894) со дня создания)

30 января

История создания Тульского отделения Императорского Православного Палестинского общества тесно связана с именем его Председателя Великого Князя Сергея Александровича Романова, который возглавлял общество с 1882 года до трагической гибели в 1905 году, а затем Общество возглавила Великая княгиня Елизавета Федоровна (будущая преподобномученица Российская).
Устав Православного Палестинского общества был утвержден 8 мая 1882 года Александром III. Первая статья Устава утверждала, что «Православное Палестинское общество учреждается исключительно с ученою и благотворительною целями, для достижения которых ему предоставляется:
а) собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о Святых местах Востока;
б) оказывать пособие Православным паломникам этих мест;
в) учреждать школы, больницы и странноприимные дома, а также оказывать материальное пособие местным жителям, монастырям и духовенству» [1].
Наиболее активное направление деятельности Общества — поддержка русских паломников в Святую землю. По мнению философа Н.А. Бердяева, особенность народного религиозного сознания в том, что «В церковных стихах Русь — вселенная, царь — царь над царями, Иерусалим — та же Русь, Русь там, где истинная вера»[2], а значит, растет народный поток в Святую землю. Кроме того, паломничество — высшее проявление благочестия, нравственное возрастание, духовное совершенствование человека, сознательное ограничение его своеволия. Русская Православная Церковь, путем создания своих представительств, всеми силами стремилась улучшить положение русских паломников, в том числе и через деятельность Императорского Православного Палестинского Общества.
Общество существовало исключительно на народные пожертвования: ежегодные и единовременные членские взносы, кружечные и тарелочные церковные сборы, средства, собираемые специальными «сборщиками», часть средств общества получало от продажи изданий Палестинского общества. Дополнительным источником доходов были сборы пожертвований в многочисленных отделениях Общества. В 1886 году Общество получило от Синода разрешение на кружечные сборы по всем церквам России в праздник Вербного воскресения и в Лазареву субботу, в том числе делились эти сборы и в Тульское епархии еще до того, как было создано Тульское отделение Палестинского Общества. В «Прибавлениям» к Тульским Епархиальным Ведомостям от 15 сентября 1891 года указывалось, что «… Ознакомление Русского общества со Святой Землей позволяет себе обратиться ко всем для кого дорог Животворящий гроб Господень и сохранение Православия в той земле, откуда воссияло Солнце Правды, с покорнейшей просьбой не отказать в своем посильном пособии обществу, действующему исключительно на пожертвования частных благотворителей…»[3].
Отделения Православного Палестинского Общества в 1894 году действовали уже в 52 епархиях Русской Православной Церкви. В конце 1894 года руководителем Тульской епархии, его Преосвященством Преосвященнейшим Иринеем, был получен рескрипт Августейшего Председателя Императорского Православного Палестинского общества Великого Князя Сергея Александровича. В нем, в ответ на получение отчета Тульской епархии «о вербном сборе» за 1894 год, отмечалось «принятые вами меры увенчались полным успехом, выразившимся в значительном против прошлогоднего увеличением сбора … за что приносилось «искренняя признательность», а также указывалось, что «в текущем году было открыто 20 епархиальных отделов общества»[4].
Устав Общества предполагал, что отделы в епархиях открываются в том случае, если в данной местности имеется не менее десяти членов общества, изъявивших желание открыть отдел. По сообщению «Тульских Епархиальных Ведомостей», в ответ на полученную информацию «члены братства сочувственно отнеслись к приглашению и это сочувствие выразилось в том, что к прежним десяти членам прибавилось тотчас еще 26 членов, их коих четверо пожелали быть действительными членами, а остальные — сотрудниками … председателем отдела был утвержден преосвященнейший Ириней, Товарищем Председателя — Тульский Вице — губернатор — И.М. Леонтьев, избраны казначей, делопроизводитель»[5]. О состоявшемся открытии Отдела Его Преосвященство Ириней уведомил Его Императорское Высочество, Великого Князя Сергея Александровича телеграммой. В тот же день был получен благодарственный ответ.
Еще до открытия Тульского отдела членами Общества были известные туляки: А.С. Баташев, И.Л. Белов, Н.Г. Нечаев, П.Н. Зыбин, П.П. Краснопевцев и К.И. Лебедев (из г. Ефремова), 30 января 1896 года членами Общества стали И.М. Леонтьев, тульский вице-губернатор, А.И. Волынский А.И., товарищ Председателя окружного суда, П.А. Постников, Городской Голова, а также священнослужители: протоиереи, священники, монашествующие, инспектор семинарии, купцы — всего более 20 человек.
На этом же заседании было принято решение, что действительные члены вносят ежегодный взнос — 25 рублей, который может быть заменен единовременным взносом в 500 рублей, а члены сотрудники вносят 10 рублей ежегодно, или единовременный взнос в 200 рублей. Отмечалось, что «…сделавшие единовременный взнос получают особый нагрудный знак для каждого из означенных разрядов»[6]. Тульский отдел Императорского Православного Палестинского Общества действовал в рамках Устава Организации, стремясь распространять сведения о его деятельности посредством бесед, чтений, публикаций в светских изданиях, а также для привлечения новых членов, сбора денежных средств от продажи паломнической литературы.
Значительное внимание члены Общества уделяли организации народных чтений, которые стали одной из форм дополнительного образования населения Тульской губернии. Наибольшее развитие чтения получили в кон. XIX — нач. XX вв., охватывая самые разные темы. С годами совершенствовались система и методика их организации, менялась тематика. Например, в начале XX века наряду с привычной религиозно-нравственной «житийной», общеобразовательной тематикой появились темы: «Святая Земля для христиан и России», «Сергиевское и Вениаминовское подворье в Иерусалиме», «Подворье и больница для русских паломников», «Русская Палестина». Названия этих чтений говорят о возрастающем влиянии Императорского Православного Палестинского Общества на воспитание населения.
Чтения проходили, в основном, в помещениях школ под руководством священников или учителей. Особенно заинтересованно принимали участие в чтениях жители Епифанского, Алексинского, Каширского, Белевского уездов губернии. Причем анализ отчетов указывает на то, что чтения по «святым местам», «по монастырям» привлекали не только молодежь, но и стариков, многие из которых могли поделиться своими знаниями Священного Писания.
Документы «Палестинского Общества» дают представление о том, как проходили чтения в 1912 году в селе Исакове, Веневского уезда Тульской губернии. Проводил чтения настоятель Знаменской церкви священник Дмитрий Богородицкий. Перед каждым чтениями вывешивалась карта Палестины. Чтения предворялись короткими рассказами из Священной истории и указывались те места на карте, где Иисус Христос совершал дела спасения рода человеческого. Рассказывалось о сотворении мира и человека, о Рождестве Богородицы, Введения Ея во храм и т.д. Соответственно этим рассказам объяснялись и члены Символа Веры. Чтения оживлялись священными песнопениями исполненными местным хором певчих»[7].
В целом в отчетах Палестинскому Обществу отмечается, что в течение Великого Поста 1912 года в губернии было проведено значительное число чтений по «палестинской» тематике. Например, настоятель Александро-Невской церкви с. Малого Скуратова Чернского уезда священник Павел Парадизов в отчете пишет, что «… чтений было проведено — 5, в храме проводил священник, в школе — учитель, присутствовало от 90 до 150 человек»[8], чтения при Иверской г. Тулы церкви, что при станции «Тула» Московско-Курской железной дороги, проводил священник Александр Михайловский. Эти чтения собирали от 20 до 400 человек»[9].
Таким образом, полученные данные позволяют увидеть, что благодаря целенаправленной деятельности Тульского отделения Православного Палестинского Общества изменилась тематика народных чтений. У значительной части населения нашей губернии появилась возможность «побывать» на Святой Земле заочно, расширить свои знания, получить дополнительное образование.

Е.И. Королева

Примечания:

1. Устав Православного Палестинского Общества. Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. Т 2. Приложение. — СПб., 1892. — С.1.
2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX вв. // Вопросы философии. — 1990. — № 1. — С. 81.
3. Прибавления к Тульским епархиальным ведомостям. — 1891.- 1 нояб. (№ 21).- С. 294.
4. Тульские епархиальные ведомости.- 1896.- 1-15 февр. (№ 3).- С. 58.
5. Там же.- С. 59.
6. Там же.- С. 59.
7. ГАТО. Ф. 1670. Оп. 1. Д. 21. Л. 52.
8. Там же. Ф. 1670. Оп. 1. Д. 21. Л. 53.
9. Там же. Ф. 1670. Оп. 1. Д. 21. Л. 58.

Литература:

Объявления : 4. Императорское Православное Палестинское Общество // Прибавления к Тульским епархиальным ведомостям, 10-й год третьего десятилетия. Т. 59. — Тула, 1891. — С. 294 (разд. паг.).
Открытие в Туле отдела Императорского Православного Палестинского Общества // Тул. епархиальные ведомости. — 1896. — 1-15 февр. (№ 15), ч. неофиц. — С. 51-54.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий