На Пасху 1868 г. в сельце Сомово Одоевского уезда Тульской губернии в семье бедного приходского священника Покровской церкви Семеона Иоановича Георгиевского и его жены — Серафимы Александровны родился мальчик. Нарекли его Василием.
Cвоим первоначальным образованием и воспитанием в духе благочестия Василий был обязан отцу. В 1882 г. В.С.Георгиевский закончил Белевское Духовное Училище. В том же году поступил в Тульскую Духовную Семинарию, которую в 1860 г. закончил его отец с аттестатом второго разряда богословского класса.
Начало 1883 г. для семьи Георгиевских ознаменовалось перемещением Симеона Иоановича. По резолюции Преосвященнейшего Никандра новым местом службы главы семейства стала Церковь Архангела Михаила в с. Апухтино того же Одоевского уезда.
В 1888 г. Василий Георгиевский закончил Тульскую Духовную Семинарию первым в выпуске. Его трудолюбие и блестящие способности позволяли думать о научной карьере, а серьезное отношение к законам нравственности и морали вызывали глубокое уважение, как среди учеников, так и среди наставников. Он увлеченно занимался литературой, библеистикой, вопросами пастырства. Помимо официальных занятий изучал труды епископа Феофана Затворника, И.Янышева, духовно-богословские журналы, часто приезжал в Оптину пустынь к знаменитому старцу Амвросию Оптинскому, который благословил его, несмотря на нежелание родных, на обучение в Московской Духовной Академии.
Василий Семенович поступил в Московскую Духовную Академию, где и окончил курс в 1892 г. со званием кандидата богословия.
Еще на студенческой скамье в нем пробудилось стремление к монашеской жизни, вследствие чего он не раз искал отеческого руководства и наставлений Ректора Московской Духовной Академии, Архимандрита Антония Храповицкого и продолжительное время находился под его духовным влиянием. Решительный, строго обдуманный шаг В.С.Георгиевский совершил не сразу.
Будущий инок хотел испытать себя и жизнью в миру, на поприще преподавательской деятельности.
В 1892 г. после окончания Московской Духовной Академии Георгиевский обучал Закону Божьему, географии и истории детей товарища прокурора С.А.Лопухина в Туле, где не раз встречался с Л.Н.Толстым, В.Н.Давыдовым, М.А.Стаховичем и князем Г.Е.Львовым. 24 марта 1893 г., по ходатайству покойного Преосвященного Тульского Никандра, которому даны были самые благоприятные отзывы Ректором Академии, Георгиевский был назначен на должность помощника смотрителя в Ефремовском духовном училище. С 19 июня по 10 января 1895 г. он состоял членом и секретарем Ефремовского Отделения Епархиального Училищного Совета. Его решение принять иноческий чин оставалось твердым, и его стремление к духовному совершенству стало известно Преосвященнейшему Иринею, который принял самое горячее участие в его судьбе.
После открытия свободной кафедры по греческому языку в Тульской Духовной Семинарии, Георгиевский просил ходатайства Преосвященного о перемещении его на эту кафедру, желая стать под ближайшее руководство Владыки. Это перемещение состоялось 10 января 1895 г., и одновременно с этим новый преподаватель Семинарии окончательно утвердился в своем решении о принятии монашества.
15 февраля, в канун родительской Субботы, в Крестовой Архиерейской церкви после утрени сам Преосвященнейший совершил обряд пострижения. Трогательный церковный чин был завершен напутственной речью Владыки, которая свидетельствовала об особом отношении Преосвященного к Василию Семеновичу, об уважении и отеческой любви Владыки к 27-летнему иноку, для которого аскетический идеал — не праздная мечта, а высший путь служения Богу и нравственного самоусовершенствования.
17 августа 1895 г. Евлогия назначили инспектором Владимирской Семинарии, а в 1897 г. он был посвящен в сан архимандрита и перемещен на должность ректора Холмской Семинарии в Галиции-уездном городе с польско-еврейским населением и сложной религиозной жизнью. В 1902 г. назначен Люблинским епископом, викарием Холмско-Варшавской епархии; стал одним из главных инициаторов русского национального и религиозного возрождения в Галиции.
Во время революционных событий 1905 г. Евлогий противодействовал еврейским погромам в своей епархии, оставаясь одновременно последовательным сторонником русских национальных традиций.
В 1907 г. избирался православным населением Холмщины членом 2-й и 3-й Государственной Думы. Выступал против смертной казни и террора, захлестнувшего империю.
В 1912 гг. Георгиевский стал архиепископом Холмским, в 1914 гг. — архиепископом Волынским.
С объявлением 1-й мировой войны личным приказом императора назначен управляющим церковными делами на оккупированных территориях. После Февральской революции и отречения императора Евлогий подвергался травле как “черносотенец” и “старорежимник” со стороны т.н. “социал-диаконов” и “социал-псаломщиков” низшего Холмского духовенства.
Новый политический режим, низвергнувший основы православия и духовности российского общества, заставил эмигрировать авторитетного церковного деятеля, который в 1921-1939 гг. стал митрополитом православной церкви в Западной церкви и получил права управления русскими приходами на строгом каноническом основании.
Для бесправного, потерявшего веру в политику, в идеи, в справедливость эмигранта русская церковь часто оставалась последним прибежищем, где он мог бы найти успокоение для своей мятущейся души.
В отличие от других крупных деятелей русской эмиграции, занимавшихся политической, просветительской, культурной деятельностью, Евлогий принял к устроению не внешний мир, и даже не разум русских скитальцев, он устраивал их души и сердца. Он молился за них в темных алтарях эмигрантских храмов.
Будучи исконно русским человеком, патриотом своего отечества, он знал, что истинный храм веры и надежды может быть только на родине. Он мечтал вернуться домой. Хотел возглавить исход эмигрантской паствы домой.
Евлогий настойчиво пытался осуществить план возвращения в юрисдикцию Московской патриархии и по указу Московского патриарха от 11 сентября 1945 г. стал считаться экзархом патриарха Московского.
Он умер 8 августа 1946 г. в возрасте 78 лет и похоронен в Париже на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа.
Свою жизнь В.С.Георгиевский посвятил Богу и стремился всеми силами достойно служить людям, являясь истинным посредником между ними. Его душа была наполнена скорбью о России и ее народе, отринутом от веры Христовой. Свои силы он отдал за возрождение Родины.Ю.В.ХарламоваЛИТЕРАТУРА
Труды митрополита Евлогия:
Путь моей жизни: Воспоминания Митрополита Евлогия Георгиевского, изложенные по его рассказам Т.Манухиной.- М.: Моск. рабочий,1994.- 620 с.
Литература о нем:
Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Волынский. В миру Василий Георгиевский: [Фото и текст] // Россия в ее прошлом и настоящем. В память трехсотлетия царствования Державного Дома Романовых.- М., 1915.- (вкл.).
Евлогий Георгиевский [в миру Георгиевский Александр (Василий) Семенович] (1868-1946) // Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды.- 3-е изд., перераб. и доп.- М., 1999.- С.265.
Евлогий (в миру — Георгиевский Василий Семенович) // Тульский биографический словарь.- Тула,1996.- Т.1.- С.195-196.
Южаков Р. Евлогий Георгиевский (в миру — А.С.Георгиевский.) // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в.: Энцикл. биогр. слов.- М., 1997.- С.228-230.
Костиков В. Не будем проклинать изгнанье…: Пути и судьбы русской эмиграции.- М.: Междунар. отношения, 1990.- 464 с.: ил.
На с.326-350 — о митрополите Евлогии.
Руднев М.Н. Тульская духовная семинария: Ист. записка // Столетие Тульской епархии: Сб., изданный по поводу празднования столетия Тульской епархии.- Тула,1902.- С.149-254.
На с.242 — о В.С.Георгиевском (Евлогии).
Софроний (Сахаров), архимандрит. Письма близким людям: Переписка с семьей протоиерея Бориса Старка.- М.: Отчий дом, 1997.-136 с.: ил.
На с.10 — митрополит Евлогий (фото); на с.30 — могила митрополита Евлогия в крипте Успенской церкви на Русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа (фото).
Поспеловский Д.В. Из истории русского церковного зарубежья // Церковь и время.-1991.- №1-2.
Пострижение в монашество // Тул. епархиальные ведомости.-1895.- № 3.- С.113.
«Боже, милостив буди мне грешному» / Подгот. Н.Кузнецов // Белевская правда.- 2001.- 27, 30 июня.
Кирсанов Ю. Не забывайте своих корней // Новая жизнь.- 1994.- 28, 30 апр.
Бурцев Михаил Федорович
Современное гуманитарное знание развивается в условиях более высокого информационного уровня. Появляются издания, вводящие в общественный оборот сведения о персонах, жизнь и деятельность которых, независимо от времени, формирует провинциальную реальность. Это помогает провинциалам лучше понимать единство времени стабильность человеческих ценностей. Таким изданием являются «Материалы Белевских чтений», посвященных памяти протоиерея Михаила Федоровича Бурцева и состоявшихся в ноябре 2000 г. Данная статья написана на их основе. Участники чтений так характеризовали М. Ф. Бурцева: священник; батюшка, очень любивший Веру Христову и служивший ей всей душой и богатым разумом; краевед; педагог, основоположник среднего образования в Белеве; литератор; разносторонний выдающийся деятель Тульской епархии.
М. Ф. Бурцев родился 8 июля 1842 г. в с. Барятине Богородицкого уезда Тульской губернии в семье священника Александро-Свирской церкви Федора Бурцева. Его мать звали Евдокией. В 1864 г. закончил Тульскую духовную семинарию. Это учебное заведение сыграло большую роль в развитии культуры Тульской губернии. Ее выпускниками были: историк, археограф и археолог И. П. Сахаров; известный в свое время поэт и переводчик Р. Т. Гонорский; один из первых профессоров Петербургского университета, преводчик, поэт Н. И. Бутырский; член Общества истории и древностей российских, Общества любителей российской словесности, автор ряда работ о Тульском крае А. Г. Глаголев. С 1865 г. по 1906 г. М. Ф. Бурцев — священник Воскресенской церкви г. Белева. Кроме того, более 20 лет он являлся благочинным белевских церквей, в 1867 — 1882 гг. — директором Белевской публичной библиотеки им. В. А. Жуковского. М. Ф. Бурцев был опытным педагогом, его приглашали преподавать Закон Божий и Священную историю в учебные заведения г. Белева.
Лучшие и самые сильные движения его души и интеллекта были связаны с просвещением, которое помогало человеку в его духовных и светских исканиях и делало жизнь более осмысленной. Инициатива М. Ф. Бурцева была главной в открытии в г. Белеве в 1900 г. епархиального женского училища (с единственной в губернии учебной географической площадкой); в открытии Ефремовского духовного училища; в строительстве в г. Белеве нового здания мужского духовного училища, двух церковно-приходских училищ для мальчиков и девочек; в капитальном ремонте Тульского епархиального женского училища. Когда в г. Белеве стараниями М. Ф. Бурцева появилась целая группа духовных учебных заведений, уездное земство в 1903 г. основало в городе реальное мужское училище, а в 1909 г. Министерство нардного просвещения открыло в г. Белеве классическую женскую гимназию.
М.Ф. Бурцев активно занимался историей Белевского края. Это была не простая любознательность образованного человека, реализованная в кабинетных исследованиях, а желание познать окружающее историческое пространство как цельное, чтобы помочь и землякам — современникам (получилось и потомкам) правильно в нем ориентироваться. Такое восприятие задач местного исторического исследования было свойственно другому протоиерею, который изучал историю Тульского края сто лет спустя и с таким же успехом — Р. Р. Лозинскому (1912-1994). Предметом исторических изысканий М. Ф. Бурцева была начальная история г. Белева. Отдавая предпочтение топонимике, М. Ф. Бурцев обозначил г. Белев как сторожевой и складочный пункт сбора дани, который построили хазары в сер. IX в. в земле своих данников — вятичей. Та же топонимика свидетельствовала об обстоятельствах похода киевского князя Святослава Игоревича в 964 г. в землю вятичей для освобождения их из-под хазарской власти. М. Ф. Бурцева волновали проблемы христианизации земли вятичей в районе верховья р.Оки. Он изучал миссионерскую деятельность в этих краях преподобного Кукши, монаха Киево-Печерского монастыря, принявшего мученическую смерть от язычников. В начале 1900-х гг. М. Ф. Бурцев прилагает немало усилий для того, чтобы восстановить память о Кукше среди жителей г. Белева. Этому посвящались ежегодные специальные церковные службы, крестные ходы, проповеди. По предложению и ходатайству М. Ф. Бурцева в 1888 г. преподобный белевский чудотворец Макарий Жабынский был канонизирован Русской православной церковью как местночтимый святой. М. Ф. Бурцев в истории христианства особо ценил восстановление значения подвига святости.
В 60-70-е гг. XIX в. в русле деятельности Комитета по историко-статистическому описанию Тульской епархии М.Ф. Бурцев изучал историю приходских церквей г. Белева, работы о 9 из 12 церквей г. Белева были опубликованы им в «Тульских епархиальных ведомостях».
М.Ф. Бурцев собрал многочисленную уникальную археологическую коллекцию предметов каменного века. Многие находки он посылал в дар музеям и научным обществам. В 1889-1895 гг. по заданию Московского археологического общества он провел разведки в г. Белеве и по берегам рек Малой Вырки и Лютинки с богатым археологическим результатом по эпохе каменного века. Это стало основой более поздней экспозиции «Белевская неолитическая культура» в ГИМ, а также гипотезы М. Ф. Бурцева о существовании на территории г. Белева поселения эпохи неолита. Историческое разыскание М.Ф. Бурцева показывали уровень провинциального самосознания во второй половине XIX — нач. XX вв.
М.Ф. Бурцев успешно занимался и светской литературой. Печатался под псевдонимом М. Малеонский. Он был автором повести «Владислев», изданной в Петербурге в 90-х гг. XIX в. и написанной в противовес «очеркам бурсы» Н.Г. Помяловского. В этом сочинении М.Ф. Бурцев показал жизнь духовной семинарии как производную от личных качеств учеников. Известны его литературные произведения «Большие перемены» и «Монашеские деньги впрок не пошли», опубликованные в 80-е гг. XIX — нач. XX вв.
М.Ф. Бурцев был признан. Он заслужил потомственное дворянство, его портрет висел в зале белевского епархиального женского училища (воспроизведен в «Материалах» чтений его памяти). В этом училище была учреждена стипендия его имени.
М. Ф. Бурцев закончил земную жизнь 29 января 1906 г. и был похоронен у алтаря Воскресенской церкви г. Белева, настоятелем которой он был.
В настоящее время в г. Белеве есть улица его имени — бывшая Горная, где находился его дом.Г. П. Присенко
О древности существования г. Белева.— Тула, 1895.— 30 с.
О пребывании хана Улу-Махмета в городе Белеве.— Тула: Тип. И. Д. Фортунатова, 1898.— 12 с.
Откуда произошло название г. Белева // Тул. губ. ведомости.— 1888.— № 16.— С. 1-3.
Духовное завещание Михаила Федоровича Бурцева // Белевские чтения: Посвящается памяти протоиерея Михаила Федоровича Бурцева.— М., 2001.— Вып.1.— С. 3-5.
Воспроизводится текст завещания.
Литература о нем
Бурцев Михаил Федорович // Тульский биографический словарь.— Тула, 1996.— Т.1.— С. 88-89.
Греков В. Я. Смиренный поборник созидательных трудов // Белевские чтения: Посвящается памяти протоиерея Михаила Федоровича Бурцева.— М., 2001.— Вып.1.— С. 22-25.
Некрасов И. И. Белевское историческое краеведение в XIX—XX веках: итоги и задачи // Там же.— С. 15-22.
О М.Ф.Бурцеве — с.17-20.
Корышев М. Д. Слово о протоиереее М.Ф.Бурцеве // Там же.— С. 10-15.— Библиогр.: 4 назв.
Антонова Т. Памяти протоиерея Михаила Бурцева // Засечный рубеж.— 2001.— № 48.— С. 7: фото.
Куртенков А. «Единственно правды ради…» // Мол. коммунар.— 1990.— 17 апр.
Новиков А. Возвращение пастыря // Тул. известия.— 1999.— 17 авг.
О присвоении имени М.Ф. Бурцева одной из улиц г. Белева.
Библиография
Присенко Г.П. Тульская историческая краеведческая библиография XVIII — начала XX вв. / Г. П.Присенко // Присенко Г. П. Проникновение в былое.— Тула, 1984.— 120-142.
Перечень работ М.Ф. Бурцева — с.124-125.
Левшин Василий Алексеевич
Имя В.А. Левшина занимает особое место в истории русской культуры конца XVIII — начала XIX вв. Всю свою жизнь он посвятил делу просветительства, распространению образования, пропаганде научных знаний, духовному совершенствованию.
Дворянин по происхождению, В.А. Левшин своей разносторонней деятельностью в области литературы, истории, статистики, топографии, агрономии содействовал борьбе демократической интеллигенции России за просвещение страны.
Он родился 6 (17) августа 1746 г. в г. Смоленске в небогатой дворянской семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду Тульской губернии. Левшины владели многими имениями в Воронежской, Екатеринославской, Курской, Московской, Херсонской, Орловской, Тульской губерниях. В Тульской губернии Левшиным принадлежали имения под Чернью, Белевом, Ефремовым. В 1765-1772 гг. был на военной службе, принимал участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
После выхода в отставку в 1773 г. В.А. Левшин занялся хозяйством и литературной деятельностью.
Огромное влияние на его становление и творческую деятельность оказал выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков, вместе с которым он активно участвовал в деятельности «Собрания, старающегося о переводе иностранных книг» (1768-1783).
Перу Василия Алексеевича принадлежит около 80 книг на хозяйственно -экономические темы. Он был членом и непременным секретарем Петербургского Вольного экономического общества, членом Саксонского экономического общества, Итальянской академии наук.
Первой книгой Василия Алексеевича стали «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» (1773). В переводе В.А. Левшина появилось три тома рыцарских и авантюрно-плутовских романа под названием «Библиотека немецких романов».
Затем В.А. Левшин предпринял попытку создания национального русского романа и бытовой повести на фольклорном материале. Так появилось «Русские сказки», ставшие для нескольких поколений русских людей источником знакомства с родным фольклором. Произведения многих русских писателей основаны на фольклорных сюжетах левшинских «Русских сказок». К этой книге восходят многие мотивы и эпизоды поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Имя Левшина упомянуто Пушкиным в 4-й строфе седьмой главы «Евгения Онегина».
В.А. Левшин сочинял и драматические произведения. Его перу принадлежат до 50 оригинальных и переводных опер, драм, комедий.
Особый интерес представляют исследования В.А. Левшина по экономике и истории. Его «Топографические описание Тульской губернии» — один из первых и значительных трудов по истории Тульского края.
Интерес к древней истории, генеалогии и исторической биографии привел Левшина к созданию «Исторического сказания о выезде, военных подвигах и родословии благородных дворян Левшиных», книг о Б.П. Шереметьеве, Г.А. Потемкине, А.В. Суворове.
Значителен вклад В.А. Левшина в русскую агрономию. Он был основателем травосеяния в России, занимался изучением болезней растений, описанием земледельческих орудий Центральной России. В числе трудов по сельскохозяйственной тематике «Садоводство полное» (1805-1808), «Цветоводство подробное, или флора русская» (1826).
За оригинальное решение экологических задач Вольное экономическое общество наградило В.А. Левшина 17 золотыми и 4 серебряными медалями.
Умер В.А. Левшин 26 июля 1826 г. Похоронен в с. Темрянь, около г. Белева.Н.Б. НЕМОВА
Присенко Г.П. Просветитель В.А. Левшин. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1990.- 93 с.: ил. — (Наши славные земляки).
Глаголева О.Е. Писатели и деятели науки: [В.А. Левшин] // Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина: Очерки культуры и быта Тульской губ. XVIII — первой половины XIX вв. — Тула, 1993.- С. 88-91.
Милонов Н.А. По литературной карте Тульского края: [В.А. Левшин] // Милонов Н.А. Русские писатели и Тульский край: Очерки по лит. краеведению. — Тула, 1971.- С. 191.
Ржондковский Р.П. Василий Алексеевич Левшин // Ржондковский Р.П. С рюкзаком за плечами по Тульской земле: Рассказы. — Тула, 1993.- С. 83-87.
Бальцер Б. Первый энциклопедист земли Тульской // Тул. известия. — 1994.- 12 авг.
* * *
Назарова Н.В. 245 лет со дня рождения (1746) В.А. Левшина // Тульский край. Памятные даты на 1991 год: Указ, лит. — Тула, 1990.- С. 37-38.- Библиогр.: 8 назв.
Бородин Сергей Петрович
В русской литературе XX века заметным явлением стало творчество С. П. Бородина, автора интересных исторических романов.Сергей Петрович Бородин родился 12 (25) сентября 1902 года в Москве, но детство и юность его прошли в городе Белеве Тульской губернии, где он с 1913 по 1920 год учился в Белевском реальном училище имени В. А. Жуковского, активно участвовал в культурной жизни города, где были Пролеткульт и театр, занимался живописью и литературой. С 1915 года начал публиковать стихи и очерки в газетах и журналах. В 1917 году стихи юного поэта печатались в газете «Белевский пролетарий».
С. П. Бородин в 1922 году поступил и в 1926 году окончил Высший литературно-художественный институт, организатором, ректором и профессором которого был поэт В. Я. Брюсов. Специализировался по устному народному творчеству, участвовал в археологических, фольклорных и этнографических экспедициях по русскому Северу, Средней Азии, Дальнему Востоку, Казахстану, Армении. Эти путешествия дали большой материал для первых крупных произведений писателя — романов «Последняя Бухара» (1932) и «Египтянин» (1932), а затем вышли сборник «Мастер птиц» (1934), повесть «Рождение цветов» (1938) и другие произведения. Свои ранние стихи и очерки С. П. Бородин в 20-е годы печатал в Московских журналах и сборниках под псевдонимом Амир Саргиджан, они были насыщены восточным колоритом, отличались витиеватостью языка и стиля. Восточные мотивы встречаем и произведениях 30-х годов. Постепенно писатель все больше увлекался историей.
Выдающемуся событию в истории нашего Отечества — борьбе русского народа с татаро-монголами на Куликовом поле — посвящен роман С. П. Бородина «Дмитрий Донской» (1941). Роман был напечатан накануне Великой Отечественной войны в журнале «Красная новь» и стал исторически достоверным художественным произведением о борьбе нашего народа за свободу и независимость. Пронизанный высоким патриотизмом, роман С. П. Бородина «Дмитрий Донской» стал очень нужным в годы войны и был удостоен Сталинской премии. По свидетельству современников, С. П. Бородин думал создать трилогию: «Иван Калита», «Дмитрий Донской» и «Андрей Рублев». К первому роману были написаны четыре главы, к последнему — одни наброски.
В 1951 году С. П. Бородин переехал из Москвы в Ташкент, где продолжил работу над произведениями на исторические темы. Здесь им были созданы романы из эпического цикла «Звезды над Самаркандом» — «Хромой Тимур» (1953-1954), «Костры похода» (1957-1959), «Молниеносный Баязет» (1972-1973). Последняя книга эпопеи — роман «Белый конь» — была только начата, но завершить ее писатель не успел. В последние годы жизни Сергея Петровича беспокоило зрение, а подвело сердце. Он скончался 22 июня 1974 года. С. П. Бородин прошел большой творческий путь. начав печататься в 1915 году, он в 1925 году по рекомендации Андрея Белого, Всеволода Иванова и Леонида Леонова вступил во Всероссийский союз писателей, с образованием Союза советских писателей СССР стал его членом, а позже избирался в состав Президиума ССП СССР.
С. П. Бородин, лауреат Государственных премий СССР и Узбекской ССР, народный писатель Узбекистана, вошел в историю советской литературы, как автор больших исторических романов из жизни народов России и Средней Азии и Закавказья конца XIX-начала XX веков. В едином лице их автора удачно слились историк и археолог, этнограф и фольклорист, поэт и живописец. В его романах представлены не только полководцы, но и широкие народные массы. В романе «Дмитрий Донской» писатель смело вывел фигуру Сергея Радонежского, хотя в то время этот шаг вызвал негативные отзывы критиков. Можно считать, что С. П. Бородин соединил в себе писателя-художника и ученого-мыслителя. И совсем не случайно его считали своим человеком историки, археологи, нумизматы, архитекторы, художники и востоковеды. Современники считали, что Сергею Петровичу был присущ редкостный дар проникновения в глубины веков.
Память о его жизни и творчестве сохраняется в Доме-музее С. П. Бородина, открытом 19 марта 1981 года в Ташкенте, в музеях Белева и Тулы, в литературе о нем.
В.И. Боть
ЛИТЕРАТУРА
Произведения С.П. Бородина:
Собрание сочинений: В 6 т.— Ташкент: Изд-во лит. и иск-ва, 1973-1977.
Дмитрий Донской: Роман.— Тула: Пересвет, 1993.— 380 с.— (Русский ист. роман).
Звезды над Самаркандом: Ист. эпопея: [Кн.1]; Тимур на Кавказе: Ист. повесть.— М.: Изд. Дои. «Дрофа», б.г. [1993].— 534 с.— (Всемирная история в романах. Хроника великих нашествий).
Звезды над Самаркандом: Ист. эпопея: [Кн.2]; Костры похода; Баязет: Романы.— М.: Изд. Дои. «Дрофа», б.г. [1994].— 832 с.— (Всемирная история в романах. Хроника великих нашествий).
Сказка о рубине; Водяной: Стихи // Тула вечерняя.— 1992.— 4 февр.— С. 7.
Литература о нем:
Бородин Сергей Петрович // Краткая лит. энцикл.— М., 1962.— Т.1.— Стб.698.
Бородин Сергей Петрович // Русские писатели. XX век: Биобиблиогр.слов.— Ч.I.— С. 207-209.
Бородин Сергей Петрович // Тульский биографический словарь.— Тула, 1996.— Т.1.— С. 76.
Милонов Н.А. В буднях великих строек: С.П.Бородин // Милонов Н.А. Русские писатели и Тульский край: Очерки по лит. краеведению.— Тула, 1971.— С. 423—429.— Библиогр.: с.428—429.
Сергей Бородин в воспоминаниях современников.— Ташкент: Изд-во лит. и иск-ва, 1982.— 213 с.: 9 л. ил.
Библиография:
Боть В.И. 90 лет со дня рождения (1902) С.П.Бородина // Тульский край. Памятные даты на 1992 год: Указ. лит.— Тула, 1991.— С. 47-48.— Библиогр.: 9 назв.
Зонтаг Анна Петровна
Зонтаг, Анна Петровна (1786-1864) выросла в селе Мишенском, расположенном в трех верстах от г. Белева Тульской губернии. Во второй половине XVIII в. село Мишенское было родовым имением Буниных и принадлежало Афанасию Ивановичу Бунину. Анна Павловна так описывает его: «В Мишенском был огромный дом с флигелями, оранжереи, теплицы, сажалки, пруды: и хотя строение было деревянное, но при тогдашнем неразделенном имении содержалось в порядке». У А.И. Бунина и его жены, Марии Григорьевны, было 11 детей, но из них остались в живых только четыре дочери – две старшие и две младшие. Первая из младших дочерей, Варвара Афанасьевна Юшкова, и стала матерью Анны. Анна Петровна родилась 6 июля 1786 г. задолго до срока. Она была слабой и хилой, родители ежеминутно ожидали ее смерти. Но девочка оправилась. Заботу о ней взяла на себя бабушка, Мария Григорьевна Бунина. Родители не сильно интересовались дочерью: вслед за старшей, Анной, Бог послал им еще трех дочерей. Она же так и осталась навсегда бабушкиной дочкой.
Анна Петровна воспитывалась вместе с Василием Жуковским, которого Мария Григорьевна воспитывала как своего сына, хотя он был сыном ее мужа и пленной турчанки, Сальхи. Жуковский был старше своей племянницы на 3 года. Дети были очень дружны между собой. Когда девочке пошел восьмой год, бабушка сочла необходимым отвезти ее в Тулу к ее родителям, чтобы она не выросла совершенно чуждой своему семейству и могла бы пользоваться уроками гувернантки, которая воспитывала ее сестер.
У матери Анны Петровны, Варвары Афанасьевны Юшковой, собирались самые образованные обыватели города и окрестностей. Читались и обсуждались все литературные новинки на русском языке и французские романы. Варвара Афанасьевна была хорошая музыкантша и большая театралка. Мать Анны Петровны умерла в 28 лет (в 1797 году) от чахотки. После смерти жены Юшков со своими дочерьми поселился с бабушкой Марьей Григорьевной. В 1809 году умер отец Анны Петровны, в следующем году – ее бабушка, а вскоре и мать Жуковского. Имение Мишенское перешло, согласно завещанию, Анне Петровне.
Жуковский поселился с Екатериной Афанасьевной Протасовой в ее имении Муратово, Орловской губернии, Болховского уезда. Жуковский горячо любил своих племянниц-учениц. Биографы поэта много писали о несчастной любви поэта к старшей племяннице, на которой Екатерина Афанасьевна не позволила ему жениться.
А.П. Зонтаг слыла в семье как благоразумная, неувлекающаяся и неромантическая натура. Она дожила в девушках до 30 лет, когда к ней посватался некто Е.В. Вражский. Она приняла его предложение. Свадьба должна была состояться в Москве. Но в это время приехавший в отпуск лейтенант Черноморского флота , Егор Васильевич Зонтаг, увидел у Марьи Николаевны Свечиной портрет Анны Петровны. Он тут же помчался в Мишенское, где отрекомендовал себя в качестве жениха. Это было в декабре 1816 г., а уже 7 января 1817 г. Анна Петровна вышла за него замуж.
Так закончилась для А.П. Зонтаг беззаботная девичья жизнь, но зато началась счастливая семейная жизнь. Она с мужем жила на Юге: в Одессе, в Крыму, в Николаеве, в зависимости от службы мужа. В Одессе Е.В. Зонтаг был капитаном над Одесским портом. Одесса была в то время культурным центром Юга. Супруги Зонтаг принадлежали к обществу генерал-губернатора Воронцова и его жены. Анна Петровна была знакома, а иногда и дружна со многими выдающимися людьми того времени: А.С. Пушкиным, поэтом Туманским (переводчиком Гомэра), Гнедичем, писателем Стурдзом. В 1818 г., года императрица с дочерью жила несколько месяцев в Одессе, Анне Петровне было поручено, по рекомендации Жуковского, преподавание языков великой княжне Марии Николаевне.
Супруги Зонтаг жили небогато. У Егора Васильевича состояния не было, жалования его не хватало. Анна Петровна тоже не имела достаточных средств: Мишенское не только не давало доходов, но требовало расходов на свое содержание. Так что Анна Петровна нуждалась в литературном заработке. Началом ее литературной деятельность можно считать 1825 г., когда она перевела «Эдинбургскую темницу» Вальтера Скотта. Детские книги она начала писать позже, в 1830 г., в связи с воспитанием ее единственной дочери, родившейся с 1824 г. Жуковский всячески поощрял литературную деятельность своей племянницы, давая ей советы в письмах: «Примитесь за авторство с особенной целью, то есть пишите сами и переводите то, что написано лучшего о воспитании и для детей. Не может быть достойнейшего занятия для матери.» Следуя советам Жуковского, Анна Петровна в 30-х и 40-х годах составила для детей несколько сборников повестей, рассказов, сказок и комедий. Жуковский не только руководил Анной Петровной в ее литературных работах, но и взял на себя все хлопоты по изданию ее книжек. А.П. Зонтаг составила в 1837 г. «Священную историю для детей». Она собрала также два тома русских сказок, которые, к сожалению, не были опубликованы, сохранилась лишь рукописная тетрадь второй части труда с двенадцатью сказками (вернее былинами) о богатырях.
Счастливая семейная жизнь А.П. Зонтаг закончилась в 1839 г. Ее муж начал болеть и умер в 1841 году. Жуковский позаботился о положении вдовы и ее дочери, он хлопотал о пенсии для нее, а также официальным порядком уступил ей часть своей собственной пенсии. Вскоре дочь Анны Петровны вышла замуж за иностранного подданного, австрийца Гутмансталя, консула в Одессе. После отъезда дочери за границу, главным местом жительства Анны Петровны стало Мишенское.
А.П.Зонтаг живет замкнуто и уединенно, переписывая свои произведения и ведя обширную переписку. Она написала шесть томов сказок, два тома «Священной истории», пять томов биографий… Однако издание ее произведений не было осуществлено, появились только повторные издания некоторых ее книжек. Анна Петровна считала, что детям нужно давать в книгах жизненные примеры, из которых они уже сами должны извлекать нравоучение. Согласно этим принципам она и составляла свои книжки, в которых она помещала свои произведения вперемежку с переводами с иностранных языков. Книжки ее были предназначены для детей первого или второго возраста. По доступности произведений в этих книжках, эти возрасты можно определить в 8-10 лет и 11-13 лет. Для первого возраста А.П. Зонтаг сама сочиняла или выбирала короткие рассказы из детской жизни и сказки. Для детей второго возраста ее книжки содержат повести, рассказы, комедии и сказки более сложные, описывающие судьбы целого семейства или приключения сказочного героя.
Среди ее оригинальных произведений для детей можно отметить повесть «Оленька и бабушка ее Назарьевна». Плетнев высоко отзывался о нем в письме к Жуковскому, считая его лучшим произведением Анны Петровны для детей.
В своих произведениях А.П. Зонтаг всегда дает пример добродетели и на примерах показывает вред дурного поведения. Иллюстрациями к этому могут служить рассказы «Софьинька», «Браслеты», «Подражатель», рассказы из книги «Подарок детям в день Светлого Воскресенья» и др. Из произведений, переведенных А.П. Зонтаг с других языков можно отметить «Историю Англии для детей» Карла Диккенса, сказки Гауфа, «Красную шапочку» Шарля Перро и многие другие.
Литературный критик, И.В. Киреевский писал о А.П. Зонтаг: «Говоря о писательницах наших, первая мысль моя о той, которой труды – добро; которая в сочинениях своих ищет не блеска, но пользы»… Именно эти слова Анна Петровна выбрала себе девизом, что в то время было в моде. А.П. Зонтаг стала известной писательницей для детей, по книжкам которой учились и воспитывались в то время дети. С 1858 г. она значится почетным членом Общества Любителей Русской Словесности.
А.П. Зонтаг скончалась скоропостижно 18 марта 1864 года в возрасте 78 лет.
О. Кабашева
Литература:
1. Материалы по истории русской детской литературы (1750-1855) / Под. ред. А.К. Покровского и Н.В. Чехова. – Вып. 1. – М., 1927.