Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич) родился 27 сентября 1854 г. в селе Мочилы Веневского уезда Кормовской волости Тульской губернии. Родители новорожденного – священник Христо-Рождественской церкви села Мочилы Лаврентий Иоаннович Преображенский и его законная жена Анна Ивановна Преображенская. Восприемниками при крещении младенца Александра 2 октября 1854 г. были Аполлон Николаевич Волков, помещик села Мочильское Городище Михайловского уезда Рязанской губернии и Юлия Михайловна Садовникова, дочь Елены Михайловны Садовниковой, титулярной советницы, помещицы деревни Покровка. В 1867 г. Александр Преображенский поступил в Веневское уездное духовное училище, которое успешно окончил в 1871 г. В 1871 г. Александр поступил в Тульскую духовную семинарию. Лишившись кормильца-отца, 12 февраля 1876 г. Александр подал прошение в правление семинарии о принятии его на казенное содержание. Как лучший ученик семинарии, в 1877 г. Александр Преображенский получил направление в Московскую духовную академию, где обучался на казенном содержании. В 1881 г. он блестяще окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, которой был удостоен за сочинение на тему «Шестоднев экзарха Болгарского. Опыт исследования языка и текстов Шестоднева по списку 1263 г.». С 11 августа 1881 г. по 7 декабря 1882 г. Александр Преображенский служил преподавателем латинского языка в Ранненбургском духовном училище (Рязанская губ.). В 1882 г. вступил в брак. С 7 декабря 1882 г. служил помощником смотрителя Скопинского духовного училища (Рязанская губ.). В 1883 г. после одиннадцатимесячной супружеской жизни последовала неожиданная смерть его жены и малолетнего сына. 7 марта 1885 г. Александр Преображенский принял монашеский постриг с именем Агафангел. 10 марта 1885 г. епископом Рязанским и Зарайским Феоктистом в Рязанском кафедральном соборе иеродиакон Агафангел был рукоположен во иеромонаха, 14 декабря 1886 г. — во игумена. 4 декабря 1886 г. игумен Агафангел был назначен инспектором Томской духовной семинарии, 20 января 1888 г.- ректором Иркутской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 г. в Вознесенско-Иннокентиевском монастыре города Иркутска архиепископ Иркутский и Нерчинский Вениамин и епископ Селенгинский Макарий совершили хиротонию архимандрита Агафангела во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. 17 июля 1893 г. епископ Агафангел был переведен на самостоятельную Тобольскую и Сибирскую кафедру, где проявил себя деятельным миссионером. В мае 1897 г. епископ Агафангел отбыл в Санкт-Петербург для четырехмесячного присутствия в Святейшем Синоде. 4 октября 1897 г. владыка Агафангел был назначен епископом Рижским и Литовским, 6 мая 1904 г. был возведен в сан архиепископа. С 13 августа 1910 г. возглавлял Виленскую и Литовскую кафедру. 6 мая 1912 г был награжден правом ношения креста на клобуке. С 22 декабря 1913 г. архиепископ Агафангел был переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру, в апреле 1917 г. был возведен в сан митрополита. В 1917 г. митрополит Агафангел присутствовал в Святейшем Синоде, был членом Предсоборного Совета. С 15 августа владыка Агафангел был избран членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., 6 марта 1918 г. он избирается членом Высшего Церковного Совета при Святейшем Тихоне, Патриархе Московском. После того, как 9 мая 1922 г. власти объявили о привлечении Святейшего Патриарха Тихона к судебной ответственности по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, 12 мая того же года Первосвятитель направил председателю ВЦИК М.И.Калинину письмо: «Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшем от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского), или Петроградского Вениамина (Казанского)». 16 мая 1922 г. арестованный Патриарх Тихон передал митрополиту Агафангелу управление Русской Православной Церковью. 18 мая 1922 г. при прямом содействии властей было образовано обновленческое Высшее Церковное Управление (ВЦУ), занявшее Троицкое подворье – резиденцию Святейшего Патриарха Тихона. Сразу же после этого в Ярославль приехал глава живоцерковников В. Красницкий и предложил митрополиту Алексию подписать воззвание «инициативной группы духовенства». Владыка твердо отказался. В результате уже 20 мая у него был произведен обыск, а сам митрополит был вызван в Ярославское ГПУ для допроса. 14 июня митрополит Агафангел вновь был вызван для допроса, на следующий день с него взяли подписку о невыезде с места жительства. 1 июня был арестован митрополит Вениамин, 10 июня над ним и частью духовенства начался судебный процесс. 16 июня было опубликовано заявление, подписанное митрополитом Сергием (Страгородским), архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым), в котором названные архипастыри признавали обновленческое ВЦУ единственной канонически законной церковной властью. 18 июня 1922 г. митрополит Агафангел составил послание «К архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Русской Церкви», в котором призвал не признавать захвата высшей церковной власти обновленцами и перейти к самостоятельному управлению епархиями, сообразуясь с канонами и архиерейской присягой. 28 июня Ярославское ГПУ произвело у митрополита Агафангела обыск, а затем заключило его под домашний арест в Ярославский Спасский монастырь. Вскоре митрополит Агафангел был переведен во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве, где 28 ноября 1922 г. комиссия НКВД СССР по административным высылкам приговорила его к 3 годам ссылки в Нарымский край. С 28 ноября по 28 декабря митрополит Агафангел находился в Таганской тюрьме, с января 1923 г. по август 1925 г. – в ссылке в Нарымском крае, селе Колпышево (400 верст от железной дороги), но по окончании срока ссылки владыка Агафангел был удержан властями в заключении до 1926 г. 7 апреля 1925 г. скончался Святейший Патриарх Тихон. В составленном им 7 января 1925 г. завещании было указано, что после его кончины права и обязанности Патриарха передавались Местоблюстителю митрополиту Кириллу (Смирнову), «если же он не сможет вступить в отправление их, то таковые переходят к высокопреосвященному митрополиту Агафангелу; если же и ему не представится возможности осуществить это, то к высокопреосвященному Петру (Полянскому), митрополиту Крутицкому». Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, Местоблюстителем Патриаршего Престола стал митрополит Петр. 6 декабря митрополит Петр составил распоряжение, в соответствии с которым исполнение обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола переходило к Нижегородскому митрополиту Сергию (Страгородскому) в случае невозможности митрополиту Петру самому исполнять указанные обязанности. 9 декабря митрополит Петр был арестован, 14 декабря митрополит Сергий сообщил из Нижнего Новгорода архиепископу Гавриилу (Красновскому), викарию Московской епархии, о своем вступлении во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Комиссия по проведению в жизнь декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» при ЦК РКП(б) совместно с ОГПУ реализовывала планы по разрушению и расколу Русской Православной Церкви, и с этой целью пыталась создать как можно больше административных церковных центров. При поддержке властей был образован Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) во главе с Екатеринбургским архиепископом Григорием (Яцковским). В марте 1926 г. митрополит Агафангел был доставлен в Пермскую тюрьму, в апреле состоялась его встреча с начальником 6-го секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучковым. Сознательно вводя митрополита Агафангела в заблуждение, Тучков сообщил ему, что получившие от митрополита Петра благословение на возглавление русской церковной иерархии митрополит Сергий и ВВЦС ведут между собою борьбу за власть, которая вызвала раскол в епископате, и что это обстоятельство не дает возможности государственным органам зарегистрировать ни митрополита Сергия, ни архиепископа Григория в качестве Главы Церкви. Для преодоления этого раскола Тучков предложил митрополиту Агафангелу как можно скорее вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя. 18 апреля 1926 г. митрополит Агафангел выпустил в Перми обращение к архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Православной церкви, в котором объявил, что вступает в права Патриаршего Местоблюстителя. Обращение вызвало неоднозначное отношение епископов. Большинство архипастырей заявило, что действия митрополита незаконны, и они будут по-прежнему признавать Патриаршим Местоблюстителем только митрополита Петра. Группа архиереев украинских епархий обратилась к митрополиту Агафангелу с просьбой отказаться от намерения возглавить Русскую Православную Церковь при законном Местоблюстителе. По возвращении в Ярославскую епархию 1 мая 1926 г. митрополит Агафангел был лишен властями прописки в Ярославле и с середины июня 1926 г. был вынужден поселиться в одной из деревень на реке Толге. От епархиального содержания митрополит Агафангел отказался. Митрополит Агафангел обнаружил, что викарные архиереи и духовенство Ярославской епархии разделились в оценке его действий: викарные архиепископы Иосиф (Петровых) и Серафим (Самойлович) стали убеждать святителя отказаться от полномочий Местоблюстителя ради церковного мира. 13 мая митрополит Агафангел и митрополит Сергий встретились в Москве для обсуждения создавшегося положения. Митрополит Агафангел настаивал на передаче ему церковной власти, митрополит Сергий согласился, но просил владыку Агафангела отсрочить вступление в должность Патриаршего Местоблюстителя до освобождения митрополита Петра. Однако 16 мая митрополит Сергий отправил митрополиту Агафангелу письмо, в котором отказывался от достигнутого соглашения, поскольку оно было заключено за спиной законного Первоиерарха (Митрополита Петра), сохранявшего должность Местблюстителя. В течение месяца продолжалась активная переписка. Наконец, опасаясь усиления церковной смуты, 27 мая митрополит Агафангел направил митрополиту Сергию телеграмму, в которой сообщал, что ради мира церковного намерен отказаться от местоблюстительства. Спустя несколько дней митрополит Агафангел получил от митрополита Петра письмо, написанное еще 22 мая, в котором последний соглашался с намерением Митрополита Агафангела вступить в права Местоблюстителя. Митрополит Агафангел, вновь укрепившись в намерении возглавить Русскую Православную Церковь. Сообщил о письме митрополита Петра митрополиту Сергию. Однако митрополит Сергий считал, что полученное из тюрьмы распоряжение Первоиерарха могло быть реализовано лишь под ответственность реально правящего Заместителя, обладавшего всей полнотой информации, необходимой для принятия правильного решения. Столкнувшись с непреклонной позицией митрополита Сергия и единомышленных с ним архиереев, митрополит Агафангел во избежание умножения распрей 8 июня 1926 г. объявил, что отказывается от притязаний на пост Местоблюстителя. В конце 1927 — начале 1928 гг. возникло новое смятение в Церкви, связанное с Декларацией митрополита Сергия, опубликованной 29 июня 1927 г., и с частыми перемещениями архиереев с кафедры на кафедры по требованию гражданской власти, что рассматривалось епископатом как прямое вмешательство в жизнь Церкви. Викарии Ярославской епархии убедили митрополита Агафангела отделиться от Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия. 6 февраля 1928 г. было составлено соответствующее обращение к митрополиту Сергию, подписанное митрополитом Агафангелом и рядом архиереев. 10 февраля митрополит Сергий направил митрополиту Агафангелу письмо, в котором просил не разрывать церковного общения и своим авторитетным именем и мудрым советом поддержать его усилия, направленные на устроение церковных дел. Позднее митрополит Агафангел разъяснил, что не отрицает принципиально власти митрополита Сергия как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, но исполнять его распоряжения, «смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны», не мог и не может. Возникновение «Ярославской оппозиции» во главе с известным далеко за пределами своей епархии старейшим иерархом Русской Церкви крайне обеспокоило митрополита Сергия, следствием чего стало направление в Ярославль ряда посланников с разъяснениями его позиции: в феврале – митрополита Тверского Серафима (Александрова), в марте – архиепископа Вятского Павла, в мае – архиепископа Ювеналия (Масловского) и Московского благочинного протоиерея Владимира Воробьева. После продолжавшейся в течение 3 месяцев переписки 10 мая 1928 г. митрополит Агафангел и его викарии направили Заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию письмо, в котором сообщили, что не прерывали молитвенного общения с ним. Осенью 1928 г. здоровье митрополита Агафангела ухудшилось. Предчувствуя близость кончины, он послал священника к митрополиту Сергию, испрашивая у него прощения и церковного мира, а также заявляя о своем безусловном подчинении. 2 октября митрополит Агафангел пожелал принять таинство Елеосвящения. 16 октября в половине 11-го утра митрополит Агафангел скончался. Отпевание митрополита Агафангела возглавили архиепископ Павел (Борисовский) и Варлаам (Ряшенцев), епископ Любимский, викарий Ярославской епархии, в сослужении пятидесяти священников и более чем двадцати диаконов. Проститься с любимым архипастырем пришли многие тысячи верующих. Митрополит Агафангел был погребен в склепе под храмом Святителя Леонтия Ростовского в Ярославле. 11 июля 1985 г. митрополит Агафангел был реабилитирован. 12 ноября 1998 г. были обретены мощи митрополита Агафангела, которые в настоящее время находятся в храме во имя Святителя Леонтия Ростовского. По представлению Ярославской епархии митрополит Агафангел был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. как Священноисповедник митрополит Агафангел (день памяти — ст.ст./н.ст.- 03.10/16.10, а также в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских – первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02).
А.В. Соколов
ЛИТЕРАТУРА
ГАРФ, Ф.6343, оп.1, д.263, л.74.
ГАТО, Ф.3, оп.15, д.356, л.889 об.-890.
ГАТО, Ф.6, оп.2, д.174, л.45-46.
ГАТО, Ф.6, оп.2, д.596, л.1-2, 2 об.
ГАТО, Ф.3, оп.17, д.321, л.53 об.
Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), священномученик, митрополит Ярославский и Ростовский // Православная энцикл.- М., 2000.- Т.1.- С.235-237: фото.
Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митрополит // За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956: Биогр. справ.- М, 1997.- Кн.1.- С.32-37.
Агафангел (в миру Преображенский Александр Лаврентьевич) // Тульский биогр. слов.- Тула, 1996.- Т.1.- С.12-13.- Библиогр. в конце ст.
Высокопреосвященнейший Агафангель: [Текст, фото] // Россия в ее прошлом и настоящем. В память трехсотлетия царствования Державного Дома Романовых.- М, 1915.- вкл.
Преосвященный Агафангель, Епископ Тобольский и Сибирский (А.Л.Преображенский) // Альманах современных русских государственных деятелей.-СПб., 1897.- С.527.
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943: Сб.: В 2-х ч. / Сост. М.Е. Губонин.- М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Ин-т; Братство во Имя Всемилостивого Спаса , 1994.- 1064 с.- (Материалы по новейшей истории Русской православной Церкви).
На с. 218-221, 421, 456-457, 463, 467, 475, 478, 493 – о митрополите Агафангеле.
Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним: В 2-х кн. / Дамаскин (Орловский), иеромонах.- Тверь: Булат, 1992-1996.
См.: Кн.2.- С.370-400 – о митрополите Агафангеле
Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т.1. Документы. Материалы. Деяния I-XVI.- Репр. воспр. изд. 1918 г.- М.: Изд. Новоспасского монастыря, 1994.- 144, 188, VI с.
На с.60 – о митрополите Агафангеле.
Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в русской церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия: григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история / Иоанн (Снычев), митрополит.- 2-е изд., доп.- Сортавала: Изд-во Сортавальской кн. тип., 1993.- 272 с.: ил.
На с. 80-121, 175-177 – о митрополите Агафангеле.
Мануил (Лемишевский В.В.), митрополит. Русские Православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно): В 6 т. / Мануил (Лемишевский В.В.), митрополит.- Erlangen , 1979-1989.
См.: Т.1.- С. 32-38 – о митрополите Агафангеле.
Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью: В 3-х кн.- Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1993.
См.: Т.2.- С. 79 – о митрополите Агафангеле.
Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.1. Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский): [Сб.] / Под ред. протоиерея Н.Лихоманова.- Романов-Борисоглебск (Тутаев): Православное братство св. благовер. Князей Бориса и Глеба, 2000.- 157 с.: ил., факсим.
Польский, М., протопресвитер. Новые мученики Российские: В 2-х ч. / М. Польский, протопресвитер.- Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль).- М.: Т-во «Светлячок», 1994.
См.: Ч.1.- С.144-147 – о митрополите Агафангеле.
Иерарх Русской Православной Церкви — Агафангел / Подгот. Т. Чуликов // Красное знамя.- 1999.- 19 мая.
Интернет-ресурсы:
http://orthodox.etel.ru/2001/27/mitropolit.htm (Проверено 13.08.08)
http://www.fond.ru/book/book2.htm (Проверено 13.08.08)