Асфандиярова Рима Газизовна

Душа ее жаждала трагедии… (к 75-летию со дня рождения заслуженной артистки Российской Федерации Римы Газизовны Асфандияровой)

В 1970-х годах на тульских подмостках царила Рима Газизовна Асфандиярова. Она была звездой, героиней, кумиром поколения, молодость которого пришлась на 60-80-е годы XX века. Она приехала в Тульский драматический театр, еще в старое здание, в 1969 году по приглашению директора театра Льва Яковлевича Брустина, приехала из Курска, где все четыре года работы была главной артисткой. Тульский театр готовился к переходу в новое здание. Практически в это же время появился новый главный режиссер – Рафаил Павлович Рахлин, с приходом которого театр достиг небывалого подъема. Асфандиярова стала ведущей актрисой его театра. Это она была Ларисой в «Бесприданнице» А. Островского, Эмилией Марти в «Средстве Макрополуса» К. Чапека, Лизой Карениной в «Живом трупе» Л. Толстого, Клеопатрой в «Цезаре и Клеопатре» Б. Шоу, Тетушкой Руцей в «Птицах нашей молодости» И. Друцэ, Филуменой Мартурано в одноименной пьесе Э. де Филиппо… Р.Г. Асфандиярова родилась 11 февраля 1938 года в городе Уфе. После окончания школы два года работала на стройках Сибири и Урала, училась в Уральском государственном университете (филфак), закончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) в 1964 году. Дебют в Туле у Р.Г. Асфандияровой состоялся в 1969 двумя ролями: киргизской матери Толгонай из «Материнского поля» Ч. Айтматова и польки Гелены из «Варшавской мелодии» В. Зорина. «Варшавская мелодия» обошла практически все сцены страны. История любви польской девушки Гелены и русского юноши Виктора выходила за рамки легкой истории случайной встречи. Любовь настигала взрослых людей, которые вынуждены были расстаться, а потом судьба дарила им еще две встречи… Вторая сцена расставания, в Варшаве Гелены и Витека врезалась в мою память навсегда. Автор этих строк и сейчас, по прошествии 43 лет, видит, как с сомкнутыми руками стояли двое, не могущих расстаться. Какая-то страшная сила начинала тащить их в разные стороны, они из последних сил тянулись друг к другу… Потом касались только пальцы, шире и шире становилась между их ладоней белая зияющая пустота. Боже мой, сколько чувств, любви, отчаяния, надежды выражали не только их взгляды, но то, что было единым целым, предназначенных друг другу мужчину и женщину, разрывали, разделяли, разрубали целое на куски. Кто? Время? Обстоятельства? Судьба? Это было потрясением. Автор запомнила имя исполнительницы – Рима Асфандиярова, и ее партнера – Александра Михайличенко – навсегда! Это был абсолютно аншлаговый спектакль. На него много лет подряд трудно было достать билет. «Материнское поле». Р.Г. Асфандияровой был 31 год. А роль Толгонай – возрастная. Эпическое полотно, где через одну жизнь главной героини проходит эпоха, время, через жизнь конкретной женщины дана Айтматовым в простом и великом обобщении Любовь, Материнство, Жизнь. Все обстоятельства – на пределе возможного: испытания войной, потеря мужа, детей, отчаяние, желание смерти, и через рождение ребенка – возврат жизни. Может быть, молодость исполнительницы, запас ее душевных и жизненных сил и сообщали, в конце концов, то полетное звучание роли, веру в женщину, творящую любовь, через все муки и испытания созидающую жизнь, которой нет конца! Фактически, это был моноспектакль, очень мощный, сильный, энергетически воздействующий. Одежда Толгонай была сшита из рогожки, окрашенной в пурпурный цвет. И Асфандиярова-Толгонай стояла, сияя, посреди сцены, как факел, как вечный маяк Веры и Надежды. Зритель испытывал катарсис. Потом Риме Газизовне всю жизнь будет не хватать этого трагедийного накала, мощи исповеди, жизни на пределе. Всю жизнь на вечерах, концертах, в памятные дни Великой Победы она будет читать монолог Толгонай. Однажды автор этих строк была свидетелем такого ее выступления в Никольско-Вяземском в дни памяти Л.Н. Толстого. Рима Газизовна читала монолог на парашютном поле, заполняя его всем своим существом, она будто вырастала из этого поля, становясь его центром: монолитная, с поднятой вверх рукой, ее было слышно везде, может быть, даже голос ее доходил до самого Седьмого неба! Она жаждала трагедийного репертуара, пьес Софокла, Еврипида, Расина… Так и хочется сказать по отношению к Риме Газизовне: монументальная – сделанная из единого природного куска, натура цельная мощная, выразительная. И голос Господь дал ей под стать: глубокий, волнующий, богатый. И не глаза, а черные очи, которыми, сердясь, она умела сверкать. Р.Г. Асфандиярова всегда с гордостью говорила: моя мать – простая русская женщина, труженица, отец – татарин, который умел делать все, я – от народных корней! Внутри нее горел горн! Она должна была всегда что-то выдавать на гора! Роли были, в буквальном смысле, ее жизнью. Когда же она оказывалась в простое, то начинала фонтанировать по всем направлениям: писать маслом, вышивать (едва ли не у всех ее близких есть подаренные Римой Газизовной вышивки в рамочках). К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина она (бесплатно!) обошла все школы города, читая стихи великого поэта. В трудную минуту жизни она освоила работу сапожника и научилась ставить набойки на туфли. Рима выпустила две книги: «Театр моей жизни» и «Трава, пробивающая асфальт» (в свет вышло два издания). В 1982 году был моновыпущен спектакль «Бег времени» (о жизни и творчестве Анны Ахматовой), а потом моноспектаклей оказалось семь: «Час души» о Марине Цветаевой, «Ночные голоса» Н. Шмелева, «Заблудившийся трамвай» (Н.С. Гумилёв), «О Борисе Пастернаке», «Прелестница Амхерста» У. Люса. Ее моноспектакли родились не только из-за нехватки работы, хотя и в этом была одна из причин. Форма моноспектакля очень подходила Риме. В центре – она, автор, исполнитель, творец – соединение космоса и песчинки, вечности и живущего в ней конкретного человека. Это было близко к существованию Толгонай, роли, по отношению к которой Асфандиярова измеряла свою жизнь. Для меня особенно близки были «Бег времени» и «Прелестница Амхерста». В спектакле об Анне Ахматовой актриса каким-то неведомым образом достигала слияния своей личности с личностью великой поэтессы. Во время действия наступал такой момент, когда Асфандиярова даже внешне становилась похожа на Ахматову. Она жила ролью изнутри, делая зазор между собой и героиней почти невидимым. В этом спектакле у нее снова был момент полета! Восприятию событий очень помогала живая музыка сидящей за пианино Ларисы Козловой, очень тонко, тактично вводившей звук в драматическую ткань спектакля. Да постановка и не могла возникнуть и состояться без подвижничества Ларисы Козловой, Петра Шумейко, Аркадия Светлова, Вадима Кондратьева.

Она любила слово «космос». Не Вселенная, а именно «космос», что обозначало для нее и Бога, и понятие безграничности, и иные знания внеземных цивилизаций. Время от времени она «улетала» песчинкой в свой космос, потом отдыхала, спускалась на землю, приходила в себя (иногда при помощи врачей), и снова яростно жила, обогащенная новыми понятиями, открывшимися ей, новыми знаниями, неожиданными связями вещей. «Прелестница Амхерста» была спектаклем с уютной декорацией Татьяны Матус, специально сшитым костюмом, изумительной программкой, сделанной в виде веера, с репетициями режиссера А.А. Малышева. Это был не композиционно подобранный материал, а оригинальная пьеса У. Люса об американской поэтессе XIX века, всю жизнь прожившей в маленьком провинциальном городке Амхерсте. В эпитафии Эмили Дикинсон так и написано: «Родилась в Амхерсте. Жила в Амхерсте. Умерла в Амхерсте.» Для Римы здесь был простор! Жизнь человеческого духа, для которого нет границ, нет предела, потому что цветок за окном и плывущее облако, как и вся бесконечная вселенная, несли в себе один смысл: радость и вечность бытия. В спектакле рассказ-исповедь Эмили Дикинсон становился исповедью самой Римы Газизовны, так было у них много общих жизненных поступков, мотиваций. Обе «выламывались» из своей среды, умели мужественно жить и выстаивать в трудных ситуациях. Спектаклем «Прелестница Амхерста», сыгранным на большой сцене, театр отметил 50-летие Римы Газизовны Асфандияровой. С этим же спектаклем 14 марта 1988 года она выступила на сцене прославленной «Александринки», там, где состоялся ее актерской дебют в роли Лауры в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина, там, где перед первым выходом на Сцену она получила благословение игравшего с ней в спектакле последнего великого романтика нашего времени Николая Симонова, там, откуда началась для нее жизнь в Театре. Рима Газизовна говорила, что хотела бы прожить 90 лет, как ее бабушка… Вечно! Она и живет сейчас в дочери Анастасии, внуке Никите, во всех нас, любящих и помнящих ее, неистовую Риму. О.Н. Кузьмичева

Литература:

Публикации Р.Г. Асфандияровой: Трава, пробивающая асфальт / Р. Асфандиярова. – Тула : РИО при обл. колледже культуры и иск-ва, 1998. – 108 с. – То же: Тула : Гриф и К, 2005. – 148 с. : ил. Театр моей жизни / Р.Г. Асфандиярова ; ред. Н. Тюленина. – Тула : Гриф и К, 1999. – 304 с. – Рец.: Коротков, Э. Исповедальная проза актрисы / Э. Коротков // Тула вечерняя. – 2000. – 6 июля. – С. 12 ; Лещинский, В. Театр моей жизни / В. Лещинский // Коммунар. – 2000. – № 16. – С. 14 ; Минаков, Н. Исповедь дочери «кухарки» / Н. Минаков // Тул. известия. – 2000. – 26 июля ; Лукоянова, В. Театр моей жизни / В. Лукоянова // Тула. – 2001. – 6 февр. – С. 5. Истоки памяти и добра / Р.Г. Асфандиярова // О, память сердца… : («И музыка, и слово средь взрывов и огня» : воспоминания о годах военных. 1941-1945). – Тула, 2000. – Вып. 1. – С. 340-351 : фото. Десять с половиной дней рая / Р. Асфандиярова // Тула, 2003 : лит. альм. – Тула, 2003. – С. 119-126. Не сотвори себе кумира / Р. Асфандиярова // Тула, 2004 : лит. альм. – Тула, 2004. – С. 194-198. Театр моей жизни : (отрывки из книги) / Р. Асфандиярова // Здравствуй, Тула! : [лит. сб.]. – Тула, 2006. – С. 442-447 : портр. Царство Божие – внутри нас / Р. Асфандиярова // Отчий край : сб. поэзии и прозы тул. литераторов. – Тула, 2007. – С. 495-498 : портр. Роли разные, но одинаково дорогие / Р. Асфандиярова // Мол. коммунар. – 1977. – 27 нояб. Муза, милиционер и… Лев Толстой / Р. Асфандиярова // Тула вечерняя. – 1992. – 19 авг. Прекрасна в зале тишина, прекраснее аплодисменты / Р. Асфандиярова // Тула вечерняя. – 1992. – 17 июня. Самый счастливый день / Р. Асфандиярова // Тула вечерняя. – 1992. – 1 сент. Воспоминания о гастролях Тул. обл. драм. театра в Словакии в 1980 г. Путь к себе : повесть / Р. Асфандиярова // Позиция. – 1993. – № 9-12, 26-31, 33-38, 40-42 ; 1994. – № 2-3, 6-13, 19, 21-25, 27-35, 37-44, 46-47.

Беседы с Р.Г. Асфандияровой: Соло для актрисы / вел Ю. Алесенко // Мол. коммунар. – 1987. – 5 февр. Эвересты Римы Асфандияровой / вел О. Хафизов // Мол. коммунар. – 2003. – 13 февр. «Я научилась просто мудро жить…» / вела Н. Терещук // Коммунар. – 1998. – № 6. – С. 10.

Литература о ней: О присвоении почетного звания заслуженной артистки РСФСР Асфандияровой Р.Г. : указ Президиума Верхов. Совета РСФСР // Коммунар. – 1977. – 4 авг. За заслуги // Мол. коммунар. – 2000. – 26 сент. – С. 2 «За заслуги перед городом» // Тула. – 2001. – 14 февр. – С. 14. Первые лауреаты // Тула. – 2000. – 23 сент. – С. 1. Поздравляем! // Тула вечерняя. – 2000. – 26 сент. – С. 3 О присуждении городской награды – Почетный знак Управы Тулы «За заслуги перед городом», в т.ч. Р.Г. Асфандияровой. Асфандиярова Римма Газизовна // Тульский биогр. слов. – Тула, 1996. – Т. 1 : (А – Л). – С. 31. – Лит. в конце ст. Асфандиярова Рима Газизовна // Россия – имя женское : женщины Тульского края от А до Я. – Тула, 2004. – С. 18 : портр. Морозова, Л. Души прекрасные порывы… / Л. Морозова // Свет любви материнской : худож.-публицист. сб. о женщинах России. – Тула, 1977. – С. 151-165. Бабочкина, Н. Порыв к счастью / Н. Бабочкина // Театр. жизнь. – 1973. – № 4. – С. 16-17. Жегин, Н. Апрельская афиша : Тула / Н. Жегин // Театр. – 1970. – № 4. – С. 103-104. О роли Толгонай с спектакле «Материнское поле». Данилова, Е. 140 – на двоих / Е. Данилова // Тульский ARSENAL. – 2008. – № Февр. – С. 32-33 : фото. Алтунина, Л. Время отдавать… / Л. Алтунина // Тула вечерняя. – 1999. – 3 апр. – С. 4. О премьере программы Р. Асфандияровой «Цветок на земле» – лит. композиции по произведениям А. Платонова, А. Ахматовой, И. Бунина, М. Цветаевой, Ф. Абрамова. Банников, В. Путь к себе / В. Банников // Тула вечерняя. – 1998. – 7 февр. – С. 10. Кузьмичева, О. И опять – ленинградская сцена / О. Кузьмичева // Коммунар. – 1988. – 27 марта. О гастролях Р.Г. Асфандияровой в Ленинграде. Морозова, Л. Как быть любимой / Л. Морозова // Мол. коммунар. – 1978. – 6 марта. Морозова, Л. Праздник всегда с тобой / Л. Морозова // Мол. коммунар. – 1970. – 14 янв. Носкова, Л. Героини Римы Асфандияровой / Л. Носкова // Коммунар. – 1977. – 18 дек.

* * * Скончалась актриса драмтеатра : [некролог] // Слобода. – 2007. – 13-20 июня (№ 24). – С. 6 : портр. Тюленева, Н. «Я хочу жить долго» : [памяти Р.Г. Асфандияровой] / Н. Тюленева // Тула. – 2007. – 14 июня. – С. 23 : портр. Памяти актрисы // Мол. коммунар. – 2007. – 19 июня. – фото.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий