(к 60-летию со дня рождения В.В. Базина)
Сейчас невозможно представить труппу Тульского академического театра драмы без народного артиста РФ Виталия Васильевича Базина. Яркая личность, актер широкого диапазона, высокого профессионализма, психологической школы, острой пластической выразительности — он один из тех, на ком держится и кем сильна провинциальная сцена.
А ведь актерская стезя даже не мечталась мальчику из Казани. Виталий Васильевич родился в семье служащих. Учился в школе с математическим уклоном, в старших классах готовился стать программистом…
Но как-то на уроке с блеском прочитал «Я помню чудное мгновенье», удачно выступил с пародией на Аркадия Райкина на школьном вечере, и учитель литературы сказал, как приговорил: «У Вас есть способности». Стал заниматься в школьном драмкружке. Затянуло. Поехал в Москву и поступил в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС). Учился у мхатовской актрисы В.А. Вронской, затем у опытного педагога В.П. Остальского вместе с О. Остроумовой, А. Мартыновым, В. Гостюхиным, Ю. Николаевым.
В студенческом спектакле увидел В.В. Базина тогдашний главный режиссер тульской драмы Р.П. Рахлин и пригласил вступить в труппу театра. Летом 1970 отправился Виталий Базин в Краснодар, где гастролировали туляки. Дебютировал ролью Кузьмы в спектакле «Сказки старого Арбата» В. Розова.
Нового артиста туляки впервые увидели в роли Вожеватова в «Бесприданнице» А.Н. Островского. Длинный, худощавый, с копной светлых волос и обезоруживающей улыбкой, он сразу приковывал к себе внимание. В Вожеватове-Базине была элегантность, обаяние, вместе с тем, в его взгляде было что-то зло-ироничное, ухмыляющееся. В светлом костюме, в цилиндре, с тросточкой — легкий, гибкий, безпроблемный, он походил на европейца, и, в то же время, легко вершил практические дела — покупал пароход, метал жребий о Ларисе. Чувствовалось, что этот молодой купец умнее всех, и его ждет большое будущее. Отказывая Ларисе в сочувствии, в глазах Вожеватова-Базина мелькала тень детской жалости, оставшаяся, как о себе говорил сам Вожеватов от «уж очень нравственного и патриархального воспитания». Внешне он сухо произносил слова об «оковах», «честном купеческом слове», а интересы его были уже вне Ларисы — в его деле, в Париже. Критик Ю. Оснос назвал работу В.В. Базина в «Бесприданнице» первоклассной. Этого спектакля, конечно, давно уже нет. Но представить В.В. Базина начала 1970-х гг. можно по телефильму режиссера В. Рубинчика «Красный агитатор Трофим Глушков», снятого примерно в то же время. В фильме юный киномеханик Глушков (В.В. Базин) самозабвенно крутит красноармейцам кино и соответственно революционному моменту комментирует «фильму». Пленка запечатлела ясный взгляд и улыбку Базина-Глушкова, светлую силу юности, угловатую мальчишескую пластику, которую так и пронизывала жизнь.
Кино сопровождает В.В. Базина всю жизнь. Оно принесло артисту популярность, стало настоящим окном в большой мир. «Счастье Никифора Бубнова», «Сохранившие огонь», «Пламя», «После войны — мир», «Вечный зов», «Генерал» — центральные и главные роли в этих фильмах исполнены В.В. Базиным.
Итак. Первые роли в театре. Зрители отметили талант артиста, радовались каждому новому, всегда неожиданному появлению на сцене. Диапазон В.В. Базина необычайно широк: от Гениального Сыщика, существовавшего в острейшем характерном рисунке («Трубадур и его друзья» В. Ливанова, Ю. Энтина) до лейтенанта Княжко, идеального героя, воплотившего в себе совесть военного времени («Берег» Ю. Бондарева); от Тимофея Худякова, русского мужика «с разладом в душе» («Характеры» В. Шукшина) до красноармейца Сухова, строителя новой свободной жизни на Востоке («Белое солнце пустыни» В. Ежова, Р. Ибрагимбекова); от чудака Леши Фунтикова, талантливого ученого, не приспособленного к жизненной пошлости («Модели сезона» Г. Рябкина) до Войницкого, нервного, уязвленного человека, мучимого вечными вопросами «Как жить?» и «Для чего?», интеллигента, не умеющего кричать и силою брать то, на что не имеет права («Дядя Ваня» А.П. Чехова).
В 1992 году Тульский театр ставит комедию «Лес» А.Н. Островского. Художественный руководитель театра А.И. Попов назначает на роль трагика Несчастливцева В.В. Базина. Попов ставит спектакль как гимн актерству, воспевая людей чистых, честных, бессребреников, в мире хищничества и наживы. «Лес» начинался с монолога Гамлета «Быть или не быть», у Базина — Несчастливцева это звучало как «Быть!». В этой роли В.В. Базин сыграл Дон Кихота, человека, отбросившего все суетное, дешевое, мишурное ради победы справедливости. Артист вел роль ярко, размашисто, сильно. Он сыграл человека, для которого дороже всех благ не свете были достоинство и честь.
Тема донкихотства станет ведущей в творчестве В.В. Базина. Все его герои в той или иной мере Дон Кихоты, будь то Фаддей Незнакомец в «Незнакомце» В. Зорина, Капитан в «Изобретательной влюбленной» Лопе де Вега, Левша в «Тульском секрете» по Н. Лескову. Он воплотит на сцене образ и самого Дон Кихота в романтической притче «Рыцарь Большой Мечты» по Сервантесу.
В одном из своих интервью В.В. Базин говорит: «Мне интересен театр, позволяющий, прежде всего, следить за внутренним движением души. Тогда личность актера проступает в, казалось бы, «простых» ролях».
Одна из удач артиста — роль Тимофея в спектакле «Именины на костылях» С. Лобазерова. В комедийной роли В.В. Базин воплощает народный характер с его безудержностью, лихостью, любовью. Любовь к матери, жене, детям — к дому и звездному небу естественно выливалась у Тимофея в песню, звучавшую как гимн русскому человеку.
И опять обращаюсь к кино, к телефильму «Ненаглядный мой» по рассказу В.П. Астафьева, дружбой с которым В.В. Базин очень гордится. Писатели-«деревенщики» — большая любовь Виталия Васильевича, он пристрастен к истокам, первозданному, подлинному, их творчество для него — воплощение народной совести. В фильме «Ненаглядный мой» этот же русский характер представлен артистом в другом жанре. «Почти бессловесна роль Василия,— пишет газета «Правда».— Но артист Виталий Базин и в молчании красноречив. Его открытость людям и миру, радостная ежеминутная готовность отозваться на их зов — от нравственной цельности и силы человека, на которого можно положиться».
В 1998 году Виталий Васильевич Базин удостоен почетного звания «Народный артист Российской Федерации».
Прошло более 35 лет со дня дебюта В.В. Базина на тульской сцене. И вот новая премьера — «Страсти по Никите» по пьесе «Власть тьмы» Л.Н. Толстого.
…Как магнитом притягивает к себе зрителей Петр — В.В. Базин. Он сидит на широкой лавке в домотканой светлой рубахе, сжав в кулаки натруженные, бессильные сейчас руки. В его глазах — огонь страсти и силы: все в доме не так, не по-хозяйски. Преодолевая телесную немощь, Петр встает, пытается идти, опять садится. Жизнь выходит из-под его воли. Петр Базина существует на пределе душевных сил: рушится его мир, а он бессилен что-либо сделать, годами нажитое, устроенное рассыпается. В.В. Базин в роли Петра достигает трагической силы прозрения шекспировского Лира, от тленных благ, призрачной, жалкой материи он обращается к нетленным ценностям жизни вечной, приходит к покаянию. «Простите меня, Христа ради!» — вопиет душа Петра к Богу. Здесь Виталий Васильевич Базин потрясает. Артисту есть чем поделиться со зрителями.
С 1995 года В.В. Базин ведет педагогическую деятельность. Он старший преподаватель актерского мастерства Ярославского театрального института (учебная группа при Тульском академическом театре драмы). Педагог он строгий, но справедливый, и студенты его любят. Он и сам старается учиться у них. «Чему? — спрашивает В.В. Базин,— Неадекватному, «детскому» восприятию жизни, театра. Непосредственности, трепетному волнению перед каждым выходом на сцену. Вместе с ними я молодею и тоже становлюсь студентом».
Для туляков народный артист Российской Федерации В.В. Базин — представитель той самой интеллигенции, которая умеет слушать, слышать, понимать и помогать. Общественная работа В.В. Базина является естественным продолжением его творчества. В.В. Базин избирался депутатом областного Совета народных депутатов, был секретарем партбюро. Сейчас Виталий Васильевич является председателем профкома театра, наставником молодежи. В 2002 году В.В. Базин удостоен творческой губернаторской премии «Триумф».
О.Н. Кузьмичева
ЛИТЕРАТУРА:
Беседы с В.В. Базиным:
Больше всего на свете я люблю лежать на диване… / В. Базин; вела Г. Хисматулина // Тула вечерняя.— 1997.— 19 дек.— С 11.
Вечный зов Виталия Базина / В. Базин; вела М. Иванова // Тул. известия.— 1999.— 13 марта.
Время ставить Шекспира и Достоевского / В. Базин; вела Л. Носкова // Тул. известия.— 1992.— 25 нояб.
«Мне с собой не скучно» / В. Базин; вела И. Скибинская // Мол. коммунар.— 2002.— 19 дек.
Мы одного безумья люди… / В. Базин; вела М. Панфилова // Тул. известия.— 2006.— 24 марта: портр.
Народный потрясающий / В. Базин; вела М. Панфилова // Тул. известия.— 2002.— 24 дек.
Первый советский артист, сказавший непечатное слово / В. Базин; вела Е. Ванчугова // Тул. курьер.— 2003.— № 2.— С. 1, 24: портр.
Стрелец с кольцом Дон Кихота / В. Базин; вела М.Панфилова // Тул. известия.— 1997.— 20 дек.
«Счастливый случай нужно хорошенько подготовить!» / В. Базин; вела Н. Терещук // Коммунар.— 1999.— 8 июля.— С. 11.
Литература о нем:
О награждении государственными наградами Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации № 80 от 26.01.1998 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации — 1998.— № 5.— Ст. 585.
В т.ч. о присвоении звания «Народный артист Рос. Федерации» В.В. Базину.
О присуждении звания «Лауреат театрального конкурса «Триумф» 2002 года: пост, администрации Тул. обл. № 588 от 08.09.2003 г. // Вестн. администрации Тульской обл.— 2003.— № 3.— С. 224-225.
Базин Виталий Васильевич // Тульский биогр. слов.— Тула, 1996.— Т. 1:(А-Л).— С. 35.
Базин Виталий Васильевич: [портр., краткая биогр. справ.] // Тульский академический театр драмы имени М. Горького. 225 лет.— Тула, [2002].— С. 24.
Антипова, Т. Виталий Базин: «Актер без морщин подозрителен» / Т. Антипова // Аргументы и факты.— 2002.— № 51.— С. 7 (вкл.).
Капралов, Г. Сказание о Фаине и Василии / Г. Капралов // Правда.— 1985.— 16 марта.
В т.ч. о В. Базине, исполнителе главной роли в фильме «Ненаглядный мой».
Коротков, Э. Виталий Базин: «Это маленький кусочек счастья» / Э. Короткое // Тула вечерняя.— 1997.— 28 янв.
Яценко, В. Актер без амплуа / В. Яценко // Мол. коммунар.— 1979.— 18 янв.
О спектаклях с участием В.В. Базина:
«Бесприданница»
Морозова, Л. Классика и современность / Л. Морозова // Мол. коммунар.— 1972.— 7 янв.
Носкова, Л. Живая душа на аукционе / Л. Носкова // Коммунар.— 1972.— 10 февр.
«Берег»
Коротков, Э. К своему берегу / Э. Коротков // Коммунар.— 1979.— 27 мая.
Позойский, С. Живая память / С. Позойский // Коммунар.— 1979.—20 дек.
«Именины на костылях»
Алесенко, Ю. Обаяние непритязательности / Ю. Алесенко // Тул. известия.— 1993.— 5 мая.
«Модели сезона» Чижов, В. Казаться или быть? / В. Чижов // Коммунар.— 1985.— 29 дек.
«Почем фунт лиха»
Поличинецкая, И. Неповторима, как сама жизнь / И. Поличинецкая // Театральная жизнь.— 1985.— № 15.— С. 8-9.
Бакланов, Г. «Растроган, взволнован, потрясен…»: беседа с писателем Г. Баклановым, по пьесе которого поставлен спектакль / Г. Бакланов; вел Э. Коротков // Коммунар.— 1985.— 8 мая.
«Рыцарь Большой Мечты»
Скибинская, И. Здравствуй, рыцарь из Ламанчи! / И. Скибинская // Тула вечерняя.— 1996.— 21 марта.
«Страсти по Никите»
Скибинская, И. Триллер по Толстому / И. Скибинская // Мол. коммунар.— 2006.— 21 сент.