На окраине бывшей Чулковской слободы в 1864 году был построен Щегловский Богородичный общежительный мужской монастырь схимонахом Варсанафием, в мире В.И. Макарухиным. Доверенным и энергичным исполнителем планов В.И. Макарухина был Гавриил Васильевич Бочарников, тульский мещанин. Родился 30 марта 1804 года, рано осиротел. Трудовая деятельность началась в 9 лет: он зарабатывал небольшие деньги фитильным ремеслом, которым занимался до 12 лет. Своим усердием он обратил внимание на себя тульских купцов Сазыкиных, у которых впоследствии работал в течение нескольких лет, затем у тульского оружейника П.М. Минаева, получив по окончании службы аттестат, указывающий на его «безупречную честность». С 1840 г. более 5 лет Бочарников жил у купца Фирсова в Оренбургской губернии. 1845 г. он возвращается в Тулу и поселяется в доме жены, начинает заниматься самостоятельной торговлей бакалейным товаром. В это время он ищет душевного покоя и решает посетить святые места: вместе с младшим сыном посещает Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, Оптинскую и Белобережную пустыни. В 1859 г. началось ходатайство о строительстве Щегловского монастыря, и В.И. Макарухин, зная Бочарникова как человека честного и деятельного, пригласил его для хозяйственных распоряжений при постройке монастырских стен, двух корпусов и главного храма – Богородицы — Млекопитательницы. После смерти жены Бочарников оставляет дом, детей и отправляется в паломничество, посетив Афонскую гору, Синай, Иерусалим, «желая остаться там на всегдашнее жительство». В1866 г. принял пострижение в монахи с именем Герман. В 1867 г. возвращается в Россию, привезя святые дары с Афонской горы из православного русского храма. После смерти младшего сына Василия (монаха Венедикта) в 1869 г. отец Герман уезжает опять на Афонскую гору в Иерусалим. Но через год возвращается в Россию и поселяется в Белобережской пустыни, где в 1871 г. (13 марта) вторично принял постриг с облачением в мантию и с оставлением имени Германа. 4 января 1877 года он просит Преосв. Никандра о принятии его в число братства «в знакомый ему Щегловский Богородичный монастырь». В том же году посвящен был в иеромонахи в Щегловском монастыре. Осенью 1879 г. заболел, принял схиму с именем Иеронима. 4 февраля 1880 г. умер. Схоронен в склепе под сводом правого придела Богородичного храма Щегловского монастыря. Надгробие с чугунной доской устроил его сын Александр.
А.Ф. МУРАВЬЕВА
ЛИТЕРАТУРА
ТРОИЦКИЙ Н.И. Сотрудники // Троицкий Н.И. Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове: Ист. очерк.- Тула, 1896.- С. 35-51.
КОНЮХОВ И. Щегловский общежительный монастырь // Тул. епархиальные ведомости. — 1991. — № 6 (5дек.).
ШЕВЧУК А. Беды и радости местечка Щеглова, или объективные и субъективные заметки исследователя //Мол. коммунар. — 1993. — 15, 29 янв.