Волков-Мирский Петр Яковлевич

Мастер острой характерности (к 100-летию со дня рождения П. Я. Волкова-Мирского)

Петр Яковлевич Волков-Мирский работал в Тульском драматическом театре с 1954 по 1968 гг. Это был высокий, подтянутый импозантный человек, благодушно настроенный и доброжелательный. Он обладал талантом острохарактерного артиста. Любил грим, точно им пользовался, одной-двумя яркими деталями умел подчеркивать характер персонажа. Особо удавались артисту роли сатирического плана, которые П.Я. Волков-Мирский за свою жизнь сыграл более четырехсот. Туляки его знали и любили, как любят и знают комедийных артистов.

Биография Петра Яковлевича похожа на приключенческий роман.

П.Я. Волков-Мирский родился 27 января 1907 года. Детство его прошло на берегах великой русской реки Волги, в г. Самаре. Отец, по профессии кессонщик, которого Петр потерял в десять лет, однажды так и не смог подняться из глубины на поверхность. Матери рядом не было. Актриса, воодушевленная романтическими идеями, она с первых дней революции уехала с театром Пролеткульта на Уральский фронт. Осиротевшего мальчика отправляют в детский приют. Оттуда он бежит на поиск матери, добирается до Уральска и попадает в чапаевский отряд, откуда комиссар Сапожников отводит его в труппу бродячего цирка. Более четырех лет учится П.Я. Волков-Мирский дрессировать диких зверей. На арене цирка благополучно состоялся и его дебют. Все шло прекрасно до тех пор, пока во время выступления рассерженный медведь изрядно его не помял.

Вскоре счастливый случай сводит в Оренбурге труппы бродячего цирка и театра Туркестанского фронта. Петр Яковлевич встречается с матерью и поступает во вспомогательный состав труппы. С театром выступает на Кубани, Дону, на Урале. Ощущая жгучую необходимость профессиональной учебы, он один возвращается в Самару, чтобы поступить в театральную Студию при театре.

Театральный дебют П.Я. Волкова-Мирского состоялся классическим образом: перед спектаклем «Ревизор» заболел ведущий актер и Петру Яковлевичу представляется замечательная возможность выйти на сцену в одной из главных ролей — почтмейстера. (Любопытный факт: за свою долгую творческую жизнь П.Я. Волков-Мирский переиграл все мужские роли в пьесе Н. Гоголя «Ревизор», начиная от Хлестакова, и кончая Городничим).

Пристрастием артиста были характерные роли, он их чувствовал и любил. В тридцать лет П.Я. Волков-Мирский сыграл роль царя Иоанна Грозного. Молодого артиста в этой роли видел великий трагический актер Николай Симонов. Он посоветовал ему развивать свое дарование, не отходить от стремления лепить острохарактерные образы.

Петр Яковлевич Волков-Мирский работал в театрах Ташкента, Баку, Смоленска, Перми, Иванова, Костромы, Челябинска… Играл такие роли, как Загорецкий в «Горе от ума» А. Грибоедова, Вурма в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Фирса в «Вишневом саде» А. Чехова и т.д.

В 1954 году главный режиссер театра Д. Манский приглашает П.Я. Волкова-Мирского в труппу тульского театра. Артист дебютировал ролью Альфреда Дулитла в «Пигмалионе» Б. Шоу. Затем был Победоносиков в «Бане» В. Маяковского (1955). Эта роль принесла артисту большой зрительский успех. Петр Яковлевич решал образ Победоносикова в остросатирическом плане. Как писал рецензент З. Берберфиш в газете «Коммунар»: «…актер породнился с ним (Победоносиковым), влез в его «шкуру» и нашел такие краски, которые помогли раскрыть отвратительную сущность чванливого бюрократа, … его непомерно раздутое самомнение. … Смех зрителей доказывал, что исполнитель достиг цели».

Одна из удач Волкова-Мирского — исполнение роли Звездинцева в комедии «Плоды просвещения» Л. Толстого. Это был знаменитый спектакль 1958 года, яркий, гармоничный, выразительный, достойно вошедший в историю отечественного театра. П.Я. Волков-Мирский сыграл Звездинцева барином, рассеянно воспринимавшим реальности бытия. Он весь был во власти спиритизма, потусторонних сил, знаков и образов. И внешне Звездинцев — Волков-Мирский был комичен: высокий, с растрепанной шевелюрой волос, «летящими усами», с взглядом, имевшим удивленное выражение, так, будто человек не понимает, куда он попал и о чем его спрашивают. Но он моментально преображался, когда речь заходила о деньгах, об отсрочке крестьянского платежа. От его томной рассеянности не оставалось и следа, это был конкретный и практичный человек.

За годы работы в Тульском драматическом театре П.Я. Волков-Мирский создал более сорока образов в спектаклях самых разных жанров. В каждой роли он умел броскими штрихами раскрыть характер действующего лица. В его репертуаре были такие роли, как: Лопес («Испанский священник» Д. Флетчера, 1955), Юсов («Доходное место» А. Островского, 1955), Гундт («Преступление Энтони Гранта» по Д. Гордону, 1956), Кулыгин («Три сестры» А. Чехова», 1956), Ф.Э. Дзержинский («Кремлевские куранты» Н. Погодина, 1957), Пу («Тайфун» Цао — юй, 1958), Абрезков («Живой труп» Л. Толстого, I960), Аггей Петрович («У себя в плену» М. Смирновой и М. Крайндель, 1961) и т.д.

П.Я. Волков-Мирский любил цитировать слова К.С. Станиславского: «… мое сценическое обаяние не в моей собственной человеческой личности, а в создаваемых мною характерных образах, в моей артистичности». Этому творческому принципу П.Я. Волков-Мирский следовал всю свою жизнь.

В мае 1961 года в связи с сорокалетием сценической деятельности П.Я. Волков-Мирский был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РСФСР».

Особого внимания заслуживает педагогическая деятельность П.Я. Волкова-Мирского. Еще в Студиях Ташкентского, Бакинского и Челябинского театров он преподавал грим и актерское мастерство. В Студии при Тульском драмтеатре Петр Яковлевич вел курс по искусству грима и был заведующим учебной частью (1958-1960 гг., 1960-1962 гг.). Учениками П.Я. Волкова-Мирского были Б. Заволокин, ныне народный артист России, В. Жуков, заслуженный артист России, артисты В. Борисова, И. Васина и другие.

В 1968 г. П.Я. Волков-Мирский ушел на заслуженный отдых, но не покинул сцену театра. Активный общественный деятель, он еще многие годы являлся Председателем ревизионной комиссии тульского отделения ВТО, теперь это Тульское отделение Союза Театральных Деятелей РФ.

Скончался П.Я. Волков-Мирский в Туле в 1984 году.

О.Н. Кузьмичева

Литература:

Волков-Мирский Петр Яковлевич: [портр.] // Тульский академи­ческий театр драмы имени М. Горького. 225 лет.— Тула, [2002].—С. 22.

Кузьмичева, О.Н. Волков-Мирский Петр Яковлевич / О.Н. Кузьмичева // Тульский биогр. слов. Новые имена.— Тула, 2003.— С.42-43.

Тебиев, Б.К. Тульский театр. [200 лет] / Б.К. Тебиев, Э.В. Коротков, Л.С. Морозова.— Тула: Приок. кн. изд-во, 1977.— 247 с: 16 л. ил.— Из содерж.: П.Я. Волков-Мирский — С. 217.

Берберфиш, З. Мастер характера / З. Берберфиш // Коммунар.— 1961.— 19 мая.

Морозова, Л. Служа искусству / Л. Морозова // Мол. коммунар.— 1977.—20 дек.

О спектаклях с участием П. Я. Волкова-Мирского:

«Баня»

Бученков, П. «Баня» / П. Бученков // Коммунар.— 1955.— 24 апр.

Левинсон, 3. «Баня» / 3. Левинсон // Мол. коммунар.— 1955.— 27 апр.

«Доходное место»

Петровский, К. «Доходное место» / К. Петровский // Мол. коммунар.— 1955.— 19 нояб.

«Испанский священник»

Александров, А. «Испанский священник» / А. Александров // Мол. коммунар.— 1955.— 13 марта.

«Кремлевские куранты»

Крутиков, В. «Кремлевские куранты» / В. Крутиков, С. Самсонова // Коммунар.— 1957.— 12 мая.

Петровский, К. «Кремлевские куранты» / К. Петровский // Мол. коммунар.— 1957.— 12 мая.

«Пигмалион»

Богданов, А. «Пигмалион» / А. Богданов // Коммунар.— 1955.— 8 янв.

«Плоды просвещения»

Гатенян, А. Тула / А. Гатенян // Театр.— 1958.— № 6.— С. 140-142.

Вершинина, О. Яркий, впечатляющий спектакль / О. Вершинина, Н. Рюмина // Коммунар.— 1958.— 29 марта.

Сахалтуев, А. Талантливый спектакль / А. Сахалтуев // Мол. коммунар.— 1958.— 26 марта.

Тимрот, А. Судьба пьесы / А. Тимрот // Коммунар.— 1958.— 29 марта.

«Тайфун»

Богданов, А. «Тайфун» / А. Богданов // Коммунар.— 1958.— 15 февр.

«Три сестры»

Петровский, К. «Три сестры / К. Петровский // Коммунар.— 1956.—12 февр.

admin
Оцените автора
Tounb.ru
Добавить комментарий