В знак глубочайшей признательности туляков замечательному художнику в Туле в 1997 году был открыт Музей П. Н. Крылова (ул. Кутузова, 10) — филиал Тульского музея изобразительных искусств, где хранится его большое творческое наследие, насчитывающее более тысячи произведений живописи, графики, переданное в дар Туле как самим Порфирием Никитичем, так и его сыновьями.
Становление творческой личности Крылова выпало на сложное время 20-х годов. Ему пришлось испытать и весь трагизм Великой Отечественной войны, восстановление и развитие жизни нашей страны в послевоенное время.
На каждом этапе жизненного пути его искусство наполнялось новым смыслом и философским обоснованием творческой позиции. Своим успехам в искусстве он обязан неустанной работе над собой, постоянной неуспокоенностью достигнутым. «Трудиться по настоящему научил родной город»,— считал Порфирий Никитич.
Выходец из семьи потомственных рабочих патронного завода, он с детства был приучен к труду, видел, как его дед, отец все свободное от работы время посвящали творчеству. Дед обладал талантом искусного резчика по металлу, украшал ружья, самовары. Отец также умел рисовать, лепить. По наследству передался талант Порфирию Никитичу, который начал рисовать с пяти лет. Но прежде чем окончательно определит он выбор стать художником, поступит учиться в Москву, во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где и родится знаменитое содружество «Кукрыниксы», ему придется окончить высшее начальное училище, в течение двух лет работать на Патронном заводе в инструментальной мастерской и одновременно вечерами заниматься в заводской изостудии под руководством известного художника Г. М. Шегаля, которая носит ныне звание народной. До сих пор работает в ДК «Серп и молот» одна из первых студий в нашей стране. В течение всей своей жизни Порфирий Никитич заботился о ней, консультировал многих студийцев, которые стали известными художниками и с благодарностью вспоминают щедрые творческие советы Крылова.
Индивидуальное творчество Крылова развивалось параллельно его главной работе в прославленном содружестве Кукрыниксов. Только в минуты отдыха, оставаясь наедине самим собой, Порфирий Никитич мог сосредоточиться на любых темах, выразить свое сокровенное личное. Искусство Кукрыниксов иное — громкое, обличающее, требовало больших душевных затрат. Личное творчество помогало отвлечься, приносило иную радость, вдохновляло на новые идеи.
Мировую славу и признание Кукрыниксы получили, прежде всего, своей политической сатирой. Вместе, втроем — Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов — осознавали сложные этапы жизни нашей страны. Особую известность получил их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», а также многие карикатуры, плакаты, сатирические рисунки для «Окон Тасс», журнала «Крокодил», газет «Красная Звезда», «Правда», призывавшие к беспощадной борьбе с фашизмом. Итогом работы на Нюрнбергском процессе явилась серия портретных зарисовок военных преступников «Из зала суда».
Кукрыниксы — прекрасные иллюстраторы классиков русской и советской литературы. Их творчество посвящено главной идее — искусством содействовать укреплению мира на земле.
Каждый художник развивался по мере роста коллективного искусства, взаимно обогащая друг друга. Напряженная совместная работа способствовала более полному раскрытию индивидуальности каждого автора, выступившего со своими темами, художественными приемами. Своеобразен метод живописного восприятия мира у Порфирия Никитича. Работая непосредственно с натуры, он умел увидеть, почувствовать остроту мотива, волнующую, впечатляющую. С первых шагов творчества у Крылова появился редкий дар наблюдательности, умение восхищаться «цветом» природных форм и свои открытия поднять на уровень поэтического звучания. Со временем, когда Порфирий Никитич сформировался в живописца с изящной творческой манерой, его искусство наполнилось глубиной мысли, большей образностью восприятия.
С одинаковым увлечением работал Порфирий Никитич в технике живописи и графики. Разнообразны жанры, сюжеты произведений П. Н. Крылова. В них непосредственное ощущение духа того или иного времени, тех событий, которые вдохновляли художника. В каждом произведении — решение своеобразных живописных задач, стремление достичь осязаемой материальности каждой природной формы. Необычайно обширна «территория» его художественных исследований жизни природы. Пейзажи П. Н. Крылова разные по мироощущению, восприятию тихих красок России, солнечного сияния природы Крыма, Кавказа, а также неповторимой по характеру природы Италии, Франции, Болгарии.
Но самым дорогим местом на земле являлся для него Тульский край. Ясная Поляна, Поленово, Тула дарили художнику особое вдохновение. Как прекрасно, что на земле есть дорогое сердцу место — Родина! Именно здесь в полной мере искусство Порфирия Никитича Крылова находит широкое признание, глубокое, искреннее понимание.
Творчество П. Н. Крылова пробуждает в сердцах людей прекрасные чувства любования красотой окружающего мира, дарит чудесные неповторимые мгновения. В этом — великая заслуга художника.
М.Н. Кузина
ЛИТЕРАТУРА:
Крылов Порфирий Никитич // Кукрыниксы: Альбом.— М., 1988.— Т.4.— С. 125-246.
Кукрыниксы (псевд. по первым слогам фамилий), творческий коллектив российских графиков и живописцев // Книга: Энцикл.— М., 1999.— С. 353.
Крылов Порфирий Никитич // Тульский биографический словарь.— Тула, 1996.— Т.1.— С. 289.
Соколова Н. И. Кукрыниксы. Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов.— М: Акад. художеств СССР, 1962.— 504 с.: ил.
Коротков Э. Истинно народный художник // Коммунар.— 1990.— 20 мая.
Левченко С. Живая вода акварели // Тул. известия.— 2000.— 6 июля
Об акварелях П. Н. Крылова, хранящихся в тул. музее его имени.
Романов Е. Наш Порфирий Никитич // Коммунар.— 1982.— 21 авг.
Скибинская И. КуКрыНиксы, но не только // Мол. коммунар.— 2000.— 15 февр.— С. 4.
Об истории создания, о деятельности и экспонатах, тул. музея П. Крылова.
Юрчиков Ю. Порфирий Крылов — один из Кукрыниксов // Тула вечерняя.— 1997.— 21 авг.— С. 6.