Кузнецов прожил в Туле почти десять лет. На местном материале им были написаны повесть «У себя дома», роман «Огонь», множество рассказов. Главное же свое произведение — роман «Бабий Яр» — Анатолий Васильевич создал на киевском материале. Он сам родился и вырос в Киеве и мальчишкой видел страшную картину Бабьего яра, оставленную немцами после своего бегства. Это его детское воспоминание ожило на страницах романа. Правда «Бабьего Яра» пришлась не по вкусу советской цензуре, но роман, хоть и с купюрами, увидел свет вначале в журнале «Юность», а затем отдельной книгой — в издательстве «Молодая гвардия». Было предложение экранизировать роман, но фильм так и не появился. Зато экранизированы были другие произведения А.Кузнецова — в частности, рассказ «Юрка — бесштанная команда» (киноверсия называлась «Мы, двое мужчин»), главную роль в фильме сыграл Василий Шукшин.
В 1969 году А.Кузнецов был включен в редколлегию журнала «Юность» и попросил творческую командировку в Англию для написания романа о II съезде РСДРП, проходившем в Лондоне. В Англии Кузнецов попросил политического убежища. Он объяснял это тем, что не может писать и публиковать свои произведения в Советском Союзе без вмешательства цензуры, что каждый советский человек вынужден врать и приспосабливаться к советской власти. В подтверждение он опубликовал полный текст романа «Бабий яр», который провез через таможню на микропленке, обмотав ею себя. В английской версии романа были выделены курсивом места, вычеркнутые советской цензурой. Роман оказался не только антифашистским, но и антисоветским. Естественно в СССР писатель был предан анафеме.
За десять лет своей жизни на Западе А.Кузнецов не опубликовал ни одного произведения, которое сделало бы ему имя как писателю-эмигранту. Он выступал на радио «Свобода» и много путешествовал.
Скончался А. Кузнецов от сердечного приступа, не дожив совсем немного до своего пятидесятилетия.
В последние годы в России была переиздана повесть «Продолжение легенды», опубликован полный вариант романа «Бабий яр», журнал «Огонёк» опубликовал лучший рассказ А.Кузнецова «Артист миманса». Но имя писателя по-прежнему окружено практически гробовым молчанием. Разве что журнал «Грани» опубликовал воспоминания писателя-туляка Игоря Минутко об А.Кузнецове, да пока ждет своего издателя рукопись С.Л. Щеглова, посвященная А.Кузнецову. Во многом, наверное, это объясняется закрытостью его архивов для исследователей.
Хотелось бы верить, что сегодня, спустя 30 лет опалы, к нам наконец-то начинает возвращаться Анатолий Васильевич Кузнецов со своими произведениями. Конечно, не все в его творчестве равноценно, но история русской литературы без него будет неполной.
А. Лучников