Коллекция — живой организм, а чтобы жить, она должна работать, если она не приносит радости познания и открытий она мертва. Коллекция неутомимого туляка работала во многом через его выставочную деятельность. Он провёл в 1974-1991 годы 16 выставок книжного знака. И здесь он пошёл своим путём, помня о словах своих незабвенных учителей С.А.Вуля и Г.А.Кравцова, которые говорили, что о выставке помнят только до тех пор, пока существует её экспозиция, и забывается она на следующий день после её закрытия. Поэтому Гетманский, никогда не гнался за количеством выставок, но зато каждая из них отличалась добротным коллекционным материалом и многотиражным красочным каталогом, некоторые, из которых, были тиражом в 1000 экземпляров, объёмом более 100 страниц и включали в себя огромный информативный материал по художникам и знаковладельцам с десятками экслибрисов в иллюстративной части каталогов. Среди них были — «Ленинские книжные знаки из собрания Гетманского Э. Д.»; «Подвигу жить в веках»; «Советский портретный экслибрис»; «Экслибрис — знак книголюба»; «Советский экслибрис 80-е годы». На выставках, которые все прошли в Туле, было показано около 12000 книжных знаков из собрания коллекционера (почти каждый четвертый экслибрис). Сложность была в том, что в советское время издание каталогов было связано с цензурными рогатками. Советская цензура не очень жаловала экслибрис (как знак личной собственности), поэтому приходилось работать в сложных, почти экстремальных условиях, но и с этим вопросом Гетманский справился. На исходе ХХ века он провёл единственную выставку в постсоветский период, но какую — «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе)». По поводу возможности проведения этой выставки и её зрительского успеха (коллекционный материал более года экспонировался в тульской областной библиотеке), Эдуард Данилович точно заметил, что времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Параллельно с выставочной и издательской деятельностью активно шёл коллекционный процесс. Здесь Гетманский следовал правилу, что истинное экслибрисное собирательство, не есть самоцель, всякое превращение коллекционирования в фетиш, наносит ему непоправимый вред. Ярый противник «чистого» коллекционирования или собирательства ради собирательства, он считал, что собирательство без высокой научной идеи отказывает коллекционированию в его высоких духовных началах. В советский период Эдуарду Даниловичу удалось собрать около 50000 графических миниатюр исключительно советского экслибриса (1917-1991). Основные разделы коллекции — «Ленинские книжные знаки», «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Еврейская тема в экслибрисе», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». До 1991 года 142 художника из 70 городов Советского Союза создали для домашней библиотеки Гетманского 864 книжных знака (от шрифтовых до сюжетных), отметив вклад библиофила, коллекционера и пропагандиста книжного знака в искусство малой графики. В настоящее время их число достигло более 1500 экслибрисов. В XXI веке коллекционер сменил поле деятельности. Он отошёл от выставок и журналистской работы, не стал собирать постсоветский экслибрис и занялся сугубо научной работой, благо за годы собирательства накопилось уйма бесценного материала по истории и искусству книжного знака. За это время им было написано и издано семь монографий по книжному знаку (22 тома). В это тоже мало верится, но это так. Это помимо «Энциклопедии советского экслибриса (1917-1991)», о которой упоминалось выше, были изданы «Российский книжный знак (1917-1991)» в трёх томах; «Ex libris Охранная грамота книги» в двух томах; «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в чётырёх томах; «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)» в двух томах; «Экслибрисы российско-еврейского этноса» (1795-1991)» в трёх томах; «Максимы и размышления (с приложением книжных знаков)» в двух томах. В монографиях автор рассмотрел острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса).
Монографии Э.Д.Гетманского находятся не только в ведущих библиотеках России (РГБ, РНБ, Исторической библиотеке) но и в крупнейших библиотеках мира, в том числе Библиотеке конгресса США и Национальной библиотеки Израиля. За эти монографии автор был награждён медалью и специальным дипломом лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». В последние годы Гетманский много работал над каталогом личной коллекции книжных знаков. Он описал каждый из почти 50 тысяч экслибрисов личной коллекции, сделал полную их атрибуцию, рассказав о художниках — творцах экслибрисов и их знаковладельцах. Эта 10 томная (6000 страниц) монография «Отпечаток человеческой души» вышла в свет в канун 70-летнего юбилея автора. Уникальную коллекцию книжных знаков Э.Д.Гетманского, поскольку в ней отображен многоликий мир профессий, увлечений, интересов, литературных пристрастий многих тысяч людей, по праву можно назвать своеобразной энциклопедией, раскрывающей облик и самих людей, и эпохи, в которой они жили. Каждый экслибрис в коллекции это увлекательная история его создания, история библиотеки, история знаковладельца, история художника его создавшего. И в этот раз Эдуард Данилович Гетманский сделал то, чего не под силу другим коллекционерам, даже очень крупным и именитым. Он выполнил научное описание одного из самых больших ныне в России собрания малой графики.
Ныне туляк член редколлегии «Российского экслибрисного журнала», где появляются его статьи. Гетманский — талантливый коллекционер, его энциклопедические знания и осведомлённость в вопросах экслибриса поражают, его упорный целенаправленный труд достоин уважения, его вклад в искусство книжного знака бесценен, всё, что он сделал на ниве книжного знака уникально по своему содержанию и объёму, такому результату стоило посвятить жизнь, он поистине счастливый человек. Своё счастье Эдуард Данилович искал в пути и нашёл его в конце долгой непроторённой коллекционной дороги. В процессе всей своей долгой подвижнической коллекционной деятельности Гетманский на своём примере показал, что истинное собирательство есть страсть, причём это благородная страсть благородных людей, которые в процессе собирательства становятся творцами.
Е.Г.Шаин
Заведующий кафедрой социальных наук
ТГПУ им. Л.Н.Толстого, профессор