Преосвященный Игнатий, епископ Белевский (в миру Сергей Сергеевич Садковский) родился 21 октября 1887 года в г. Москве в семье протоиерея Сергея Максимовича Садковского, настоятеля храма Софии Премудрости Божией на Софийке у Пушечного двора.
Еще в юном возрасте Сергей стал проявлять особую любовь к Православной Церкви и к ее службам. Под духовным руководством своего отца семилетний Сергий начал проходить различные церковные послушания. Любовь к Богу, стремление к церковному служению привели его в Московскую духовную семинарию и затем – в академию, которую он окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия за работу «Преосвященный Игнатий Брянчанинов и его аскетическое мировоззрение».
По окончании Академии 7 августа 1911 года Сергий Садковский был направлен преподавать в Томскую духовную семинарию, но 25 октября того же года был определен помощником библиотекаря Московской Духовной Академии. Причиной перевода в МДА явилась незаурядность личности Сергия Садковского. Еще студентом он обратил на себя внимание ректора МДА епископа Волоколамского Феодора, викария Московской епархии, который привлекал к служению в академии верных Церкви и образованных священников. Владыка Феодор (Поздеевский) являлся одним из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви первой половины ХХ столетия, который остался стойким приверженцем св. Патриарха Тихона и после многих лет тюремных и лагерных мучений был расстрелян в 1937 году.
Митрополит Мануил (Лемишевский) в своем исследовании об иерархах Русской Церкви пишет: «Будучи помощником библиотекаря Академии, для непрестанного возгревания в себе любви к Богу, Сергий поступил в Зосимову пустынь под непосредственное духовное руководство старца затворника иеросхимонаха Алексия (Соловьева). Последний обучил его иноческим подвигам и, главным образом, откровению помыслов старцу и Иисусовой молитве». Старец иеросхимонах Алексий, кроме своей святости, известен в истории тем, что 5 ноября 1917 года ему было доверено в храме Христа Спасителя взять из ковчега жребий с именем нового Патриарха. По велению Божию, он вынул жребий с именем святого Тихона, Митрополита Московского. В Академии Сергий Садковский проработал до марта 1917 года. Духовное окружение – ректор Академии епископ Феодор, инспектор Академии – архимандрит Иларион (Троицкий), причисленный к лику святых, близость старца Алексия, опытный преподавательский состав, – всё это создавало возможность углубленно заниматься богословием. В 1912 году в Санкт-Петербурге вышел труд молодого богослова «В поисках живого Бога». В эти благословенные годы служения в Московской Духовной Академии Сергий Садковский принимает постриг с именем Игнатия.
13 марта 1917 года Обер-прокурор Святейшего Синода В.Н. Львов уволил с поста ректора епископа Феодора, который избрал местом своего пребывания Данилов монастырь, куда впоследствии им был переведен и о. Игнатий. Настоятель монастыря назначил его духовником братии и гробовым иеромонахом у мощей св. благоверного князя Даниила Московского.
6 апреля 1920 года о. Игнатий был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Белевского, викария Тульской епархии. Это назначение было неожиданным для о. Игнатия но, повинуясь воле Божией, он отбыл к месту своего назначения. Началась новая жизнь в тесном общении с людьми. Первые месяцы служения молодой викарий провел в Туле, где близко познакомился с владыкой – епископом Тульским и Белевским Иувеналием (Масловским), выдающимся иерархом Русской Православной Церкви. Постоянное общение с ним, общие богослужения выявили единомыслие обоих иерархов церкви. Во все последующие годы они помнили друг о друге, поддерживали друг друга в трудные минуты жизни, оставаясь везде и во всем единомышленниками, верными сподвижниками и последователями св. Патриарха Тихона, а после его смерти – местоблюстителя Патриаршего престола Митрополита Петра. 1920 год был трудным для всего российского Православия. «Церковь разваливается, – писал Ф. Дзержинский своему соратнику по ВЧК М. Лацису в декабре 1920 года, – этому надо помочь… Церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой».
Необходимо было сохранить Православную Церковь, поддержать священнослужителей, которые, несмотря на беззакония и репрессии, продолжали свое святое дело. Белев, куда был определен епископ Игнатий, – в то время небольшой уездный город Тульской губернии с населением 12 тысяч человек, с древней культурой, основывавшейся на вековых православных традициях, с патриархальным укладом жизни. Недалеко от города – прославленная Жабынская Введенская пустынь, свято хранящая память о преподобном Макарии, Белевском чудотворце. В самом городе – два старинных монастыря: Спасо-Преображенский мужской и Крестовоздвиженский женский со своими шестью храмами. В городе в эти годы во всей красоте и величии стояли 14 приходских церквей и собор. Деятельность епископа Игнатия в Белеве в 1920-21 годах была многогранна и объемна. Поддерживаемый верными соратниками, он твердо следовал наставлениям Патриарха Тихона, продолжая отстаивать святые каноны, не изменяя истинной вере, объединяя православных мирян в почитании и любви к Господу. Ни в Туле, ни в Белеве властям не удалось «разложить» православие. Летом 1921 года разразилась жестокая засуха, и большевистская власть сумела использовать страшное бедствие – голод – для борьбы с Церковью. Последовали гонения на духовенство и изъятие церковных ценностей. Особенно отличились экспроприаторы в Туле и губернии. Были изъяты и конфискованы свыше 812 пудов серебра, 15 фунтов золота, 575 бриллиантов, 1976 алмазов. Это было намного больше запланированного. Церкви стояли разграбленные, оскверненные.
В Туле был найден и другой повод для расправы. 18 апреля 1922 года на колокольне Казанского собора в Туле чудесным образом была явлена икона Божией Матери. К собору началось паломничество со всего города. Власти не потерпели этого. Икона была изъята, народ разогнан. Были арестованы свыше 50 человек, а также весь клир собора. Всем служителям церкви дали сроки от условного до 10 лет (впоследствии, в 1937 году все они были расстреляны). Вместе с клиром собора был арестован и осужден на 10 лет епископ Иувеналий. (Он был расстрелян в 1937 г., будучи в то время архиепископом Рязанским. В 1992 г. священномученик Иувеналий прославлен в соборе Рязанских святых). Управляющим Тульской епархии стал епископ Белевский Игнатий – верный сторонник Патриарха Тихона, последовательный борец с обновленчеством. Был создан Тульский епархиальный совет во главе с Владыкой Игнатием. Но в него вошли и епископ Виталий (Введенский), и ряд священников, среди которых были обновленцы, до поры скрывавшие свои взгляды. Обновленцы были союзниками большевиков в борьбе с Церковью Христовой. 12 мая 1922 года в Москве было создано Высшее Церковное Управление (ВЦУ) во главе с Антонином (Грановским). ВЦУ, воспользовавшись арестом Патриарха Тихона и большинства иерархов Церкви, попыталось взять власть в свои руки. Усилилась деятельность тульских обновленцев, тем более что во главе их стояла личность незаурядная – епископ Виталий (Владимир Федорович Введенский), который создал в Туле обновленческое епархиальное управление. 5 (18) июня в Тулу прибыл член ВЦУ протоиерей Красницкий. В соборе состоялось собрание градского духовенства о признании ВЦУ. Через несколько дней появилось постановление ВЦУ о смещении епископа Игнатия и создании Тульского епархиального управления во главе с епископом Виталием. Епископ Игнатий возвратился в ставший ему родным и близким город Белев в окружении своих сподвижников. К этому времени в Белеве уже были закрыты монастыри, но все монахи, монахини, послушники остались в городе и близлежащих деревнях в надежде на возрождение обителей. Под духовным наставничеством епископа Игнатия при бывшем Спасо-Преображенском монастыре была создана православная церковная община. К этому времени на территории монастыря был открыт музей, которым руководила глубоко верующая Е.М. Сабинина. Благодаря музейному статусу здания монастыря не подверглись варварскому разгрому, в монастырских кельях жили епископ Игнатий и его брат иеромонах Георгий – будущий священномученик, епископ Порховский Георгий, а тогда – секретарь вновь созданной общины. Спасо-Преображенская община оказала огромное влияние на сохранение истинного Православия на всей Тульской земле. Это объединение верующих просуществовало вплоть до 1937 года, когда подверглось окончательному разгрому – были арестованы, осуждены и расстреляны свыше 100 человек во главе с епископом Никитой (Прибытковым). Обновленческое Тульское церковное управление не могло смириться с тем, что опальный епископ продолжает свою деятельность, что его имя становится символом борьбы с раскольниками во всей губернии. В Белев был направлен протоиерей В.М. Никольский, уполномоченный ВЦУ по Тульской епархии и одновременно – кафедральный протоиерей. Его задачей было подчинить Тульскому епархиальному управлению «мятежную округу». 16 сентября 1922 года в Белеве был созван уездный съезд священнослужителей и мирян, на котором Никольский пытался провести решение о присоединении к обновленческому епархиальному управлению благочиний округов, подчинявшихся викарию. Но съезд не поддержал посланца епархии. Сторонники истинного православия по-прежнему объединялись вокруг Владыки Игнатия. Но силы были неравны. Вначале, постановлением ВЦУ от 14 ноября 1922 года, были уволены за штат все благочинные округов, объединившиеся вокруг епископа Игнатия, затем – неугодные священнослужители. 6 декабря 1922 года был уволен и сам Владыка Игнатий, о чем сообщил вновь назначенный благочинный церквей г. Белева протоиерей М. Щеглов рапортом от 7 декабря 1922 года. 13 января 1923 года в бывшем Спасо-Преображенском монастыре были произведены обыски. У Владыки Игнатия изъяли 124 листа различной переписки. 17 января 1923 г. он был арестован в первый раз. Вместе с ним подвергнут аресту и его брат иеромонах Георгий, руководительница музея Е.М. Сабинина, помощница епископа Татьяна Стогова и игумен бывшего монастыря о. Феодорит (Лишенко). Болью отозвалось в сердцах членов общины известие об аресте Владыки Игнатия. В органы ГПУ, уисполком стали поступать заявления с просьбой освободить Владыку. Несмотря на это, епископ Игнатий и его младший брат иеромонах Георгий были осуждены каждый на три года заключения в лагерь. Они отбывали наказание в СЛОНе (Соловецком лагере особого назначения). Суровый климат севера тяжело сказался на здоровье епископа Игнатия. У него открылся туберкулез и еще ряд болезней. Но они не сломили его, он остался верен своим принципам и вернулся в Белев, где его с нетерпением ждала православная паства.
С приездом Владыки возродилась православная жизнь в Белеве, храмы снова не вмещали молящихся, в то время как обновленческие храмы даже в праздники стояли полупустые. Попытки обновленцев склонить на свою сторону немощного, больного архипастыря опять не увенчались успехом.
Вторично Владыку арестовали в 1926 году, и он находился в заключении полтора месяца. В 1927 году он снова провел два месяца в тюрьме, но оба раза был освобожден за недостаточностью улик.
В эти годы окончательно сформировались так называемые «подпольные монастыри» из преданных, глубоко православных людей, монахов и монахинь, которые жили в городе на квартирах. Они работали кто на дому, кто в мелких конторах и артелях, но все были объединены одним делом – служением Богу. В эти годы епископ Игнатий, несмотря на преследования властей, совершил несколько тайных постригов, в том числе Сорокина Сергея Сергеевича (Софроний), Зощук Лидии Васильевны (Августа), Кобякова Алексея Ивановича (Макарий) и др. По всей видимости, в это же время им были назначены настоятели «подпольных» монастырей: архимандрит Игнатий (Жуков Игнатий Иванович), а после его ареста – иеромонах Софроний (Сорокин Сергей Сергеевич) и игумения Августа (Зощук Лидия Васильевна). Положение священнослужителей в эти годы было катастрофическим. Они были лишены избирательских прав, их детям было запрещено учиться. Они не имели ни клочка земли, чтобы получать хотя бы какие-то продукты с огорода, и к тому же они были лишены и карточек. Архипастырь не мог стоять в стороне от этих проблем.
Активная позиция владыки Игнатия в этих вопросах легла в основу обвинительного заключения, составленного на него, и новый арест, основанный на лжесвидетельствах и оговорах, последовал 28 декабря 1929 года.
В своём заявлении от 2 января 1930 г. владыка Игнатий требует очной ставки с клеветниками, но в ответ его, совсем больного, перенесшего операцию на ногах, держат в сырой холодной камере и полностью закрывают его дело: «Считаем необходимым изолировать Садковских из пределов Тульского округа, как наиболее реакционно-настроенных, которые … своим местопребыванием в пределах нашего округа имеют большое влияние на верующих. Вр. нач. окр. ГПУ Панов. Вр. нач. СО Лисицын». На три года Владыка был направлен в Усть-Вымский исправительно-трудовой лагерь в Архангельском крае. 2 июня 1932 года епископ Игнатий на полгода раньше срока был освобожден из заключения. Совсем больной, он приехал в Тулу. С согласия настоятеля храма Двенадцати апостолов протоиерея Павла Павлушкова (расстрелян в 1937 году в Тесницких лагерях под Тулой), он жил на квартире священника того же храма Александра Александровича Воскресенского (осужден в 1933 году на 5 лет). Владыка продолжал регулярно посещать Белев. В 1933 году архиепископ Иувеналий (Масловский), будучи правящим архиереем Рязанской епархии, пригласил к себе епископа Игнатия, который был поставлен епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии.
Во время служения в Скопине связь Владыки Игнатия с Тульской епархией не прерывалась. Во многих делах ОГПУ тех лет обвиняемым священнослужителям ставится в вину связь с епископом Игнатием. В частности, в деле Тульского епископа Онисима (Пылаева), который не принадлежал к обновленческому расколу, сообщается, что Владыка Игнатий часто посещал Тулу в 1933, 1934 и в 1935 годах.
Архимандрит Макарий (Кобяков) вспоминал, что Владыка Игнатий был нищелюбив, во времена лихолетья раздавал еду и одежду нуждавшимся. Прихожане настолько глубоко почитали Владыку, что молились ему в особых обстоятельствах жизни (подобно тому, как молятся святителю Николаю) и обретали просимое. (Воспоминания архимандрита Макария (Кобякова) о Владыке Игнатии Садковском передал архимандрит Пантелеимон (Якименко), клирик Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы). Сам архимандрит Макарий избежал расстрела, так как отбывал в это время заключение в одном из сибирских лагерей. 26 января 1936 года был арестован архиепископ Рязанский Иувеналий, а вслед за ним – его викарий епископ Скопинский Игнатий. Особым совещанием НКВД СССР 16 марта 1936 года он был осужден на 5 лет лишения свободы. Отбывал срок заключения в Кулойлаге недалеко от г. Вельска. Заключенные Кулойлага использовались на строительстве железной дороги Вельск – Котлас. «Тройкой» УНКВД Архангельской области 15 октября 1937 года епископ Игнатий дополнительно осужден на 10 лет лишения свободы. В справке УФСБ по Тульской области, полученной Тульским епархиальным управлением, говорится: «Садковский Игнатий Сергеевич умер 9 февраля 1938 года в Кулойлаге. Причина смерти неизвестна. Захоронен на территории лагеря». Имя священномученика епископа Игнатия (Садковского) занесено в хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917-1997 годы), как почитаемого в народе подвижника веры и благочестия. В лике святых новомучеников и исповедников Российских епископ Игнатий прославлен 16/29 сентября 2002 года.
протоиерей Игорь Агапов
Источники и литература: Архив УФСБ по Тульской области. Дело № 977. Архив УФСБ по Тульской области. Дело № 1537. Архив УФСБ по Тульской области. Дело № 15127 (с. 30). Серафим (Питерский). Игнатий : [21.10.1887 – 9.02.1938] / игумен Серафим (Питерский), монахиня Мелетия (Панкова) // Православная энцикл. – М., 2009. – Т. XXI : Иверская икона Божией Матери – Икиматарий. – С. 105-107 : портр. – Библиогр. в конце ст.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/293427.html (07.09.2011) Игнатий (Садковский Сергей Сергеевич), епископ // За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956 : биогр. справ. – М., 1997. – Кн. 1. – С. 486. Герасим (Дьячков) Игнатий (Сергей Сергеевич Садковский), священномученик, епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии // Герасим (Дьячков). Белевский край : очерки церковной жизни XX-XXI вв. / иеромонах Герасим (Дьячков). – М., 2010. – С. 355-358 : ил. – Библиогр. в конце ст. Дамаскин (Орловский). Священномученик Игнатий (Садковский), епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии // Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия : жизнеописания и материалы к ним / игумен Дамаскин (Орловский). – Тверь, 2003. – Кн. 7. – С. 9-36. Испытание верности Богу // Оптинский альм. – Козельск, 2007. – Вып. 1. – С. 51-109 : фото. Священномученик Игнатий (Садковский) // Белев – город храмов и монастырей : ист. очерки и святыни / авт.-сост. А.Б. Желтова. – Орел, 2009. – С. 244-245 : портр. Житие священномученика Игнатия (Садковского), епископа Белевского // Мученики и исповедники земли Тульской. – Тула, 2001. – С. 17-40. Игнатий (в миру Садковский Сергей Сергеевич) (1887-1938), священномученик // Тульский Синодик, 1558-2009. – Тула, 2009. – С. 365. Федорова, М. Священномученик / М. Федорова // Тул. известия. – 2007. – 19 сент. – портр. Галкина, Л. Канонизация на земле Белевской / Л. Галкина // Белевская правда. – 2002. – 5 окт. – фото. Новая, принесенная Христом жизнь / подгот. М. Носкова // Тул. епарх. ведомости. – 2007. – № 10 (окт.-нояб.). – С. 4-5 : фото. Шапошников, Н. Новомученики и гонимые / Н. Шапошников // Тул. епарх. ведомости. – 2000. – № 1. – С. 11-20 : фото.