Человек эпохи (к 100-летию (1914() со дня рождения Ивана Ивановича Федунца)
Генеральный директор Узловского машиностроительного завода Иван Иванович Федунец был великим не только в масштабах нашего города, но и всей страны. Именно он, своим прозорливым умом смотрел на десятки лет вперёд, подбирая команду единомышленников, грамотных специалистов и квалифицированных рабочих, чтобы добиться результатов, о которых в шестидесятые годы говорила вся страна. Это его умом и старанием были построены огромные корпуса, в которых разместилось производство горно-шахтного и подъёмно-транспортного оборудования, созданы и оснащены лаборатории, контроль качества выпускаемой продукции был одним из главных критериев предприятия. И после него, уже более 40 лет, дети заводчан 60-70-х годов работают в корпусах, построенных Иваном Ивановичем, живут в домах, построенных для машиностроителей в прежние годы. Всё создано им на века. Память о нём будет жить вечно! О жизни Ивана Ивановича Федунца до приезда в 1950 году в Узловую нам известно достаточно много. Он родился 15 марта 1914 г., в городе Верх-Ачинск, Тугучинского района Новосибирской области в семье рабочего. В 6 лет осиротел, воспитывался в семье брата и Болотнинском интернате (1929-1931 гг.), учился в Кемеровском горном техникуме по специальности «Горный техник – электромеханик» (1931-1935 гг.). Работать начал в шахте с 16 лет… «Потом, когда кончил техникум, – рассказал он писателю Н. Смирнову, – опять в шахту. Нелегок труд горняцкий, ой нелегок! У меня еще тогда обида зародилась на заводских работников, на ученых. Что же они, думал, не создадут таких машин, чтобы все работы под землей механизировать? Неужели мы лучше заграничных не сделаем? Ведь там, бывало, машины нарочно тяжелее делали, чтобы золота с нас побольше выжать. У нас потом такие же выпускали намного легче, а работали они не хуже зарубежных. Шахта имени Ворошилова, на которую Федунец пришел работать, принадлежала тресту «Прокопьевскуголь». Еще в 1939 году, когда служил в армии, младшим командиром 511 гаубичного артполка Сибирского военного округа, он стал кандидатом в члены КПСС, а приняли его в партию уже, когда началась война – в августе 1941 года. На фронт, правда, не отпустили, и в ноябре 1941 года назначили директором эвакуированного из Донбасса машзавода, получившего статус сначала Центральных электромеханических мастерских треста «Прокопьевскуголь», затем Прокопьевского механического завода. Главной его продукцией стали корпуса для мин. За выполнение спецзадания по выпуску боеприпасов 14 апреля 1942 г. награжден медалью «За трудовое отличие». В 1946 году Иван Иванович был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в 1948 году – медалью «За трудовое отличие» за выслугу лет, в 1949 – значком «Отличник социалистического соревнования Министерства угольной промышленности СССР». В Прокопьевске и по сей день на заводе висит табличка, извещающая о том, что первым директором этого завода был Иван Иванович Федунец. Здесь, в этом городе, в 1946 году он стал депутатом городского совета, членом горкома и райкома КПСС. В 1950 году Ивана Ивановича вызвали в Москву и предложили возглавить строящийся Узловский машиностроительный завод, и он согласился. Когда появился Федунец, заводу включили в план производства серийные машины – ручные пятитонные лебедки и передвижные строительные бункера, опытные – бетонорастворные агрегаты и помольные установки для шлакоцемента из горелых пород. Намного возрос и план выпуска металлоконструкций. Они направлялись и в шахты, и на строительство новых шахт, брикетных и обогатительных фабрик, теплоэлектростанций. Одним из первых видов продукции, на долгие годы ставшим одним из основных на заводе, стали ленточные конвейеры. Первый транспортёр «Ленинец» был изготовлен ещё в 1951 году, и уже за последующие два года их было выпущено более 1000 штук. В 1952 году справились с выполнением плана по номенклатуре всех изделий. В серийный выпуск вошли электрокранбалки разной грузоподъемности и для разных пролетов, электрофильтры для брикетных и обогатительных фабрик, путеподъемники для ремонта железнодорожных путей и контейнерное оборудование новой конструкции для кирпича и шлакоблоков, канализационные люки. Потом стали выпускать и более сложную продукцию: двухбарабанные лебедки, шахтные вагонетки, бетоноукладчики, бетономешалки, проходческие лебедки, вибрационные мельницы, пятитонные козловые краны, необходимые при работе грейфером. А за ними ленточные конвейеры для транспортировки угля и породы, удлиненные ленточные перегружатели для погрузки угля и породы в вагонетки при ведении горных выработок, тележки на фермы мостового крана, редукторы ЦДШ-500 для конвейеров, установленных на поверхности шахт и на обогатительных фабриках… Завод стал набирать мощь, становился многопрофильным. Ему присуждались первые премии и переходящие Красные знамена Совета министров РСФСР и ВЦСПС. За успехи в развитии угольной промышленности в годы пятой пятилетки Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1957 года орденом Трудового Красного знамени были награждены электросварщик С.И. Зайцев, начальник цеха И.И. Костиков, главный инженер И.Е. Лактионов, директор завода И.И. Федунец. Орден «Знак почета» получили главный конструктор П.И. Бурцев и токарь В.Г. Никифоров. В истории Узловского завода ордена и медали за свой труд получат несколько сотен рабочих и служащих, но самыми первыми были именно они. Как признание первых успехов всего большого предприятия… В 1958 году завод освоил производство ленточных конвейеров с шириной ленты от 500 до 1400 мм, консольно-козловых кранов 7,5 и 10 тонн, проходческого щита (ОПЩМ-4), механизирующего все операции при проходке горных выработок. Консольно-козловой кран ККУ-7,5 демонстрировался на Всесоюзной промышленной выставке, за его разработку и освоение завод был награжден дипломом второй степени. Всего десять лет потребовалось Федунцу, чтобы предприятие по производству мелкосерийных машин и индивидуального оборудования превратилось в крупный завод тяжелого машиностроения. На работу в Узловую ехали люди со всего Советского Союза! Началось бурное строительство жилья. Поселок машзавода развивался чрезвычайно быстро. После первых двухэтажных домиков, началось строительство жилья на улицах Центральная и Трудовых резервов. В 1949 году появилось новое здание школы №7. Только за первые десять лет при Федунце было построено 33 тысячи квадратных метров жилья, где получили квартиры шесть тысяч работников завода. Строился завод, строилось жилье, строились социальные объекты, без которых невозможно представить жизнь города. Так появились средняя школа, техникум, горнопромышленная и музыкальная школы, два детских сада и ясли, поликлиника, больница, аптека, гостиница, столовая, ресторан, четыре магазина, почтовое отделение госбанка, швейная и сапожная мастерские, баня, прачечная, парк культуры и отдыха. В январе 1957 года открылся Дом Культуры машиностроителей. В 1949 года открылось горнопромышленное училище №2, созданное на основании Постановления Совета Министров СССР. В учебных мастерских, построенных вместе с общежитием, был организован один из цехов машзавода, где учащиеся изготовляли поршневые кольца для московского автозавода. Вечерний горно-машиностроительный техникум открылся в 1957 году, Вечерний факультет филиала Тульского механического института начал работать в Узловой в 1959 году, в 1961 году при заводе открылся заочный политехнический институт с вечерним посещением. Летом 1956 года завод удостоился чести выставить кран КК-5 как экспонат на Московской выставке новой строительной техники при ВСХВ (так называлась тогда ВДНХ). Кран пользовался большим вниманием, особенно у делегаций зарубежных специалистов из ГДР, ФРГ, Венгрии, Китая и других стран. Федунец требовал отчёта о результатах мероприятия, смотрел журнал с отзывами специалистов. Уголь с помощью узловских механизированные комплексов добывали в Югославии, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Польши, Кореи. В эти страны было поставлено 109 комплексов, 57 – в одну только Чехословакию. Продукция завода идёт также в 30 областей и республик Советского Союза. Девятого июля 1966 года «за выдающиеся заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких технико-экономических показателей в работе» президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот» группе работников предприятий машиностроения, в числе которых был и Иван Иванович Федунец. В 1971 году успех праздновал весь коллектив завода. За досрочное выполнение коллективом предприятия заданий пятилетнего плана по выпуску высокопроизводительной горной и подъемно-транспортной техники и осуществление комплексной механизации производства предприятие было награждено орденом Трудового Красного знамени. И.И. Федунец много лет был депутатом городского, областного Советов депутатов, депутатом Верховного Совета СССР 7 и 8 созывов (1965 и 1970 г.) Избирался членом бюро ГК КПСС, ОК КПСС, делегатом XXIV съезда КПСС (30 марта – 9 апреля 1971 г.). Иван Иванович Федунец скончался 31 мая 1972 года в 8 часов 40 минут. Гроб с его телом несли на руках до самого кладбища. Награжден орденами: Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Знак Почета; медалями: «За трудовое отличие» (две), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», знаками «Шахтерская слава II и I степеней, благодарственным письмом Советского комитета VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, грамотами партийных и советских органов, редакций газет «Коммунар», «Экономическая газета». А через очень короткий срок Совет министров РСФСР присвоил заводу имя Федунца. В тексте постановления говорилось: «Принять предложение министерства о присвоении имени И.И. Федунца Узловскому машиностроительному заводу и впредь именовать его Узловский машиностроительный завод имени И.И. Федунца». Его памяти посвящен городской турнир по футболу.
Л.В. Бурцева
ЛИТЕРАТУРА:
Публикации И.И. Федунца:
Речь на заседании Верховного Совета СССР / И.И. Федунец // Известия. – 1968. – 15 дек.
Литература о нем:
Смирнов, Н.А. Дерзновенной мечтой / Н.А. Смирнов. – Тула : Приок. кн. изд-во,1970. – 57 с. – (Чем живешь, коммунист?).
Федунец Иван Иванович // Тульский биогр. слов. – Тула, 1996. – Т. 2 : (М – Я). – С. 274.
Федунец Иван Иванович // Узловая : история и современность. – Тула, 2008. – С. 203-204.
За заслуги перед городом // Знамя. – 2006. – 12 окт. – С. 1 : портр. Никольская, М. «Строил он и завод, и город…» : по праву памяти : [о торжественном вечере «Созидатель, герой, творец…», посвященном 90-летию со дня рождения И.И. Федунца, прошедшем в Узловской районной библиотеке] / М. Никольская // Знамя. –2004. – 18 марта. – фото.
Панфилова, М. Государственный человек из Узловой / М. Панфилова // Тул. известия. – 2002. – 5 сент. ; Знамя. – 2002. – 28 сент.
Поверить в себя // Знамя. – 2011. – 24 сент. – С. 2 : фото.
Иван Иванович Федунец // Коммунар. – 1970. – 23 мая. И.И. Федунец. Каким он был? // Металлист. – 2001. – 28 сент.
Иван Иванович Федунец – Герой Социалистического Труда // Коммунар. – 1966. – 13 июля.
Человек эпохи // Узловский металлист. – 2013. – 31 мая (№ 3). – фото.