тульская областная универсальная научная библиотека
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение ГУК ТО
"Региональный библиотечно-
информационный комплекс"
Режим работы:
пн. - чт. - с 10:00 до 19:00
сб., вс. - с 10:00 до 18:00
пт. - выходной
последняя среда месяца
санитарный день
300 041, г. Тула,
ул. Тургеневская, д. 48
Для корреспонденции:
300 000, г. Тула, а/я 3151
Тел.: +7 (4872) 31-24-81
guk.torbik@tularegion.org
Памятные даты

Жюль Верн - «Литературный Колумб» Франции (185 лет со Дня рождения писателя)

Жюль Верн (1828-1905) - французский писатель, основоположник современной научной фантастики. Ранние произведения писателя не пользовались большим успехом и не оставили значительного следа в истории литературы. Питая глубокий интерес к географическим исследованиям и аэронавтике, Ж. Верн написал трактат о возможности исследовать Африку с помощью воздушного шара. Трактат отвергли многие, но один из издателей, Пьер-Жюль Этцель (1814-1886), предложил Верну переделать его в приключенческий роман. Так появились "Пять недель на воздушном шаре" (1863), принесшие автору известность. Этцель сразу признал достоинства мастерства писателя и предложил Ж. Верну длительный контракт на 20 лет. В итоге была создана 65-томная библиотека «Необыкновенных путешествий». Самые известные романы цикла - это «Путешествие к центру Земли» (1864), «С Земли на Луну» (1865), «Дети капитана Гранта» (1867), «20000 лье под водой» (1870), «Вокруг света в 80 дней» (1872), «Таинственный остров» (1874), «Пятнадцатилетний капитан» (1878).
Сотрудничество с издательским домом Этцель принесло Ж. Верну крупный успех. До знакомства с писателем Пьер-Жюль Этцель уже был известен как издатель Оноре де Бальзака. Этцель теперь полностью захотел посвятить себя выпуску литературы для детей и юношества. Он не был издателем «как все». Как писатель, Этцель был другом для своих авторов, но, в тоже время, он ими руководил, их журил, их исправлял. Как издатель, он создал новаторский подход к публикациям книг для юношества. Как коммерсант, он хорошо знал книжный рынок. Он создал «Коллекцию Этцель», которая, без сомнения, не могла состязаться с солидной издательской империей Mome, специализирующейся на выпуске религиозной литературы, ни с издательской империей Hachette, известной своей экспансией на рынке, но издательство Этцель занимало свою нишу, т.к. производило высококачественную печатную продукцию.
Что нужно, чтобы книга подходила и нравилась маленькому читателю? Этзель, конечно, уделял большое внимание тексту. Но, иллюстрации его озадачивают больше. Он добивается технического совершенства и сотрудничает с известными граверами и художниками того времени.
Серия «Необыкновенные путешествия» (Voyages Extraordinaires) содержит около четырех тысяч иллюстраций и карт, выполненных с гравюр на дереве, которые со времени появления самой первой публикации романа Жюля Верна в 1863 г., являются неотъемлемой частью этого книжного собрания.
Особое место в издании занимают иллюстрации, которые служили не только средством наглядного отображения повествования, но и имели дидактические цели. Так большое число иллюстраций образовательного характера, например, рисунков животных, различных типов воздушных шаров и дирижаблей и т.д., так и непедагогические иллюстрации, отражавшие вымышленное содержание книг, были ценны для просвещения французских читателей середины XIX в., особенно тех, кто был менее грамотен. Один из биографов Ж. Верна профессор Парижского университета Марк Сориано отмечал, что «не следует забывать, что [когда Верн начал издаваться] это было в 1862-1865 гг. Стремление к грамотности во Франции шло полным ходом со времен Закона Гизо о начальном образовании 1833 г., но еще многое нужно было сделать. Любой благоразумный издатель должен был помочь своим читателям, которые еще не достигли хороших навыков в чтении».
Согласно сведениям, почерпнутым из личной корреспонденции, Жюль Верн, Этцель и художники работали в тесном сотрудничестве друг с другом. Ж. Верн часто сопровождал свои письма набросками рисунков с общей идеей того, что бы он хотел увидеть в книге, но, как и в прочих издательских вопросах, последнее слово всегда оставалось за Этцелем.
Готовя к печати произведения Жюля Верна, Этцель привлекал к работе над изданием несколько художников-иллюстраторов, что являлось распространенной практикой во второй половине XIX в. Следует отметить, что о них имеется не так много информации. Еще меньше сведений существует о десятках граверов, переносивших рисунки художников на деревянные и металлические формы, с которых печатались многочисленные гравюры для книг, и чьи имена - Pannemaker, Hildibrand, Barbant, Prunaire, Dumont, Coste, Lavallé и др. - иногда только фигурируют на законченных иллюстрациях рядом с именем художника.
Одним из первых и наиболее признанных художников-иллюстраторов романов Ж. Верна был Эдуар Риу (Edouard Riou) (1833-1900). Ученик известных французских мастеров Шарля-Франсуа Добиньи и Гюстава Доре, он был популярен во Франции в 50-70-х гг. XIX в. как иллюстратор журналов Tour du monde, Illustrated Times, La Chronique illustrée и разнообразных книжных изданий. Эдуар Риу создал иллюстрации к самым ранним и наиболее известным произведениям Ж. Верна, таким как: Cinq semaines en ballon, Voyage au centre de la terre, Les Voyages et aventures du capitaine Hatteras, Les Enfants du capitaine Grant, Vingt mille lieues sous les mers. Известно, что при написании портрета профессора Пьера Аронакса, героя романа «Двадцать тысяч лье под водой», Верн лично позировал художнику.

Анри де Монто (Henri de Montaut) (1840?-1905?) - портретист, иллюстратор популярных французских журналов La Vie Parisienne, L'Art et la Mode - помогал Э. Риу создавать рисунки к первым двум романам Ж. Верна Cinq semaines en ballon и Les Voyages et aventures du capitaine Hatteras, но наибольшую известность ему принесла работа как самостоятельного иллюстратора нашумевшего издания De la terre à la lune (1865).

 

 

Еще одним выдающимся французским художником того же периода, принимавшим участие в создании иллюстрированного издания романов Ж. Верна, был Альфонс де Невиль (Alphonse de Neuville) (1835-1885) - французский художник-баталист, ученик Эжена Делакруа, иллюстратор популярного журнала Le Tour du Monde. В сотрудничестве с Э. Риу он подготовил рисунки к роману Vingt mille lieues sous les mers, а также Альфонс де Невиль был ответсвенен за создание иллюстраций к роману Le Tour du monde en 80 jours (1873).

Помимо вышеперечисленных художников в создании иллюстраций к произведениям этой же серии на протяжении XIX в. также являлись Леон Беннет (Léon Benett) (1839-1917), портретист Эмиль-Антуан Байар (Emile-Antoine Bayard) (1837-1891), Жюль Фера (Jules Ferat) (1819-1889?), Жорж Ру (George Roux) (1850?-1929) и многие другие.

Украшению переплета также уделялось большое значение. 
Один из самых высококачественных переплетов (type à l'ancre) в период с 1894 по 1913 был использован для трех произведений Ж. Верна: Les enfants du Capitaine Grant, L'île mystérieuse et Mathias Sandorf. Он представляет собой полихромный картонный переплет с декорированным корешком. Верхнюю часть переплетной крышки украшают мотивы природы, воздушный шар, в центре - земной шар. Все изображения выполнены в цвете. В нижней части фигурируют многочисленные предметы, тисненые золотом: якорь, слон, гарпун, пушка, спасательный круг, снасть, телескоп... Внизу по всей ширине переплетной крышки - тисненная золотом надпись «Voyages extraordinaires» и чуть ниже выполненная в той же технике «Collection Hetzel». На плоском цветном корешке представлены тисненые золотом якорь, два гарпуна и спасательный круг с надписью «Voyages extraordinaires». Название произведения заключено в красной рамке в центре.

 

Не менее красочен и интересен переплет (type à la mappemonde) с изображением карты мира в центре переплетной крышки. Датируется он периодом с 1896 по 1905 гг. Также как и предыдущий он является цветным и с золотым тиснением. В верхней части переплетной крышки - золоченая рамка с именем автора произведения «Jules Verne». Название произведения фигурирует в сложной рамке красного цвета, которая подвешена двумя цепями. На заднем плане изображены зеленые листья. Центр переплетной крышки заполнен золоченой картой мира с упоминанием «Voyages extraordinaires», с одной и с другой стороны окруженной веслом, шаром и гарпуном. Якорь проходит через глобус сверху вниз. Под глобусом - серия инструментов (спасательный круг, компас, реторта, подзорная труба...).

 

 

 Одной из разновидностей переплета книг Ж. Верна является переплет (type au steamer), датируемый 1894 - 1913 гг., с изображением парохода. Основной мотив данного полихромного переплета - изображение в перспективе парохода, подходящего к пирсу. Имеется также изображение маяка и людей. Тисненные золотом название произведения и имя автора расположены в круге красного цвета в верхнем левом углу переплетной крышки. Гравюра парохода была выполнена по фотографии, представленной в «Иллюстрированном атласе Ларусса» в начале XX века.

 

Пирс в Гавре.

На фотографии отчетливо видны пароход и пирс, которые фигурируют на гравюре к книге Ж. Верна, выполненной Souzé. Сходство фотографии и гравюры такое точное, что современники Souzé отмечали тот факт, что иллюстратор не дал себе труда ничего изобретать. По их мнению, он только подчистил фон, сдвинул пирс вправо, добавил облака, добавил пароходу дым, убрал несколько человек с пирса, добавил волны за кормой, увеличил пароход по отношению к пирсу... Вот это и были почти все изменения!

 

Декор цветного переплета 1906-1914 гг. (Type aux feuilles d'acanthe polychrome) напоминает листья аканта, похожего на медвежью лапу. Как и предыдущие, он представляет собой образец художественного переплета. Автор и название произведения отмечены в круглой форме, обрамленной большими листьями аканта и двумя белыми бантами. Орнамент напоминает стилизованный воздушный шар (круглая форма в качестве воздушного шара, банты в качестве тросов, маленькая рамка с надписью символизирует корзину аэростата). Орнамент переплетной крышки украшают зеленые и белые ленты, белые нарциссы... стиль переплета характерен для стиля модерн.

Большинство романов Ж. Верна были опубликованы в твердом переплете. Речь идет о полукожаном переплете, характерном для XIX века. Кожаным является только корешок. Картон покрыт материалом, имитирующим шагрень. По периметру переплетной крышки отчетливо просматриваются вдавленные неглубокие линии. На корешке имеются многочисленные бинты (в основном 4) между которыми расположены мотивы, тисненные золотом. Титул на корешке имеет указание на автора и серию «Jules Verne - Voyages Extraordinaires». Ниже - подобная рамка с названием произведения. Такой переплет считается менее ценным, чем цветной картонный переплет, но относится к высококачественному переплету. Представленный экземпляр подписан Lenègre, о чем свидетельствует блинтовое тиснение фамилии на нижней линейке.

 

 

 Для виртуальной выставки были использованы следующие издания из фонда ТОУНБ:

1. Verne, J. Autour de la lune : 44 dessins par Emile Bayard et A. De Neuville / par Jules Verne ; gravés par Hildibrand. - Paris : Collection Hetzel, [s.a.]. - [4], 180 p., 1 f. front. : ill. - (Les voyages extraordinaires / ouvrage couronné par l'Académie française). (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b86002504.r=Verne+J+Autour+de+la+lune.langFR).

2. Verne, J. César Cascabel : 85 dessins de George Roux, 12 grandes gravures en chromotypographie, 2 grandes cartes en chromolitographie / par Jules Verne. - Paris : J. Hetzel et Cie, [s.a.]. - [4], 438, [8] p., 1 f. front. : ill. - (Les voyages extraordinaires / couronnés par l'Académie française. Bibliothèque d'éducation et de récréation). - На форзаце бумажный ярлык книгопродавца «W. G. Gautier Libraire A Moscou». (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5714619c.r=Verne+J+C%C3%A9sar+Cascabel+.langFR).

3. Verne, J. Cinq semaines en ballon. Voyage au centre de la terre. - Paris : J. Hetzel, 1867-1869. - 496 p. разд. паг. - На форзаце экслибрис «Библiотека Андрея Николаевича Лазаревича. №».
Изд. конволют, состоящий из двух изд.; тит. л. отд. изд. сохранены.
Содерж.: Cinq semaines en ballon : voyage de découvertes en Afrique par trois Anglais / Jules Verne ; illustrations par MM. Riou et de Montaut. - 1869. - [2], 267 p., 1 f. front. : ill. - (Les voyages extraordinaires. Bibliothèque d'éducation et de récréation); Voyage au centre de la terre / Jules Verne ; vignettes par Riou. - 1867. - [4], 220 p. : ill. - (Les voyages extraordinaires. Bibliothèque d'éducation et de récréation).

4. Verne, J. Cinq semaines en ballon : voyage de découvertes en Afrique par trois Anglais / Jules Verne ; illustrations par MM. Riou et de Montaut. - Paris : J. Hetzel et Cie, [s.a.]. - [4], 267, [8] p., 4 f. ill. : ill. - (Les voyages extraordinaires / ouvrage couronné par l'Académie française. Bibliothèque d'éducation et de récréation). - На форзаце бумажный ярлык книгопродавца «Librairie ci-devant W. G. Gautier F. Tastevin Successeur A Moscou». (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8600252z.r=Verne+J+Cinq+semaines+en+ballon.langFR).

5. Verne, J. De la terre à la lune : trajet direct en 97 heures 20 minutes : 41 dessins et une carte par de Montaut / Jules Verne. - Paris : Collection Hetzel, [s.a.]. - [4], 170, [2] p., 1 f. front. : ill. - (Les voyages extraordinaires / couronnés par l'Académie française). - На тит. л. автограф «Дорогому внуку моему Мише отъ бабушки С. Горбовой 1907 25 дек.». - На форзаце бумажный ярлык книгопродавца «Ancienne Librairie W. G. Gautier F. Tastevin Successeur A Moscou». (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k56755012.r=Verne+J+De+la+terre+%C3%A0+la+lune+.langFR).

6. Verne, J. Hector Servadac : voyages et aventures à travers le monde solaire / par Jules Verne ; dessins de P. Philippoteaux, gravés par Laplante. - Paris : Collection Hetzel, [s.a.]. - [2], 395 p., 1 f. front. : ill. - (Les voyages extraordinaires). (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5774339r.r=Verne+J+Hector+Servadac+.langFR).

7. Verne, J. L'île mystérieuse : illustrée de 154 dessins par Férat / Jules Verne ; gravés par Barbant. - Paris : J. Hetzel et Cie, [s.a.]. - [4], 616 p., 1 f. front. : ill. - (Les voyages extraordinaires / couronnés par l'Académie. Bibliothèque d'éducation et de récréation). - На форзаце бумажный ярлык книгопродавца «Librairie ci-devant W. G. Gautier F. Tastevin Successeur A Moscou». (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b86002556.r=Verne+J+L%E2%80%99%C3%AEle+myst%C3%A9rieuse+.langFR).

8. Verne, J. Le Tour du monde en quatre-vingts jours / par Jules Verne ; dessins par MM. D. E. Neuville et L. Benett. - Paris : Collection Hetzel, [s.a.]. - [2], 217, [3] p., 1 f. front. : ill. - (Les voyages extraordinaires / couronnés par l'Académie). (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5656982n.r=Verne+J+Le+Tour+du+monde+en+quatre-vingts+jours.langFR).

9. Verne, J. Voyages et aventures du capitaine Hatteras : les Anglais au pôle nord - Le Désert de glace : 150 vignettes par Riou / Jules Verne. - Paris : J. Hetzel et Cie, [s.a.]. - [4], 467, [8] p., 1 f. front. : ill. - (Les voyages extraordinaires / ouvrage couronné par l'Académie française. Bibliothèque d'éducation et de récréation). - На форзаце бумажный ярлык книгопродавца «Librairie ci-devant W. G. Gautier F. Tastevin Successeur A Moscou». (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5691624q.r=Verne+J++Voyages+et+aventures+du+capitaine+Hatteras+.langFR).

Публикацию подготовили:
Инна Куканова, зав. Сектором литературы на иностранных языках
Светлана Панфёрова, библиотекарь Сектора литературы на иностранных языках
2013 г.

По материалам:
1. Evans, A. B. The Extraordinary Libraries of Jules Verne // L'Esprit créateur. - 1988. - Vol. XXVIII, № 1. - Р. 75-86. (http://jv.gilead.org.il/evans/library.esp.html).
2. Evans, A.B. The illustrators of Jules Verne's Voyages Extraordinaires // Science-fiction studies. - 1998. - Vol. XXV: 2. - P. 241-270. (http://jv.gilead.org.il/evans/illustr).
3. Harpold, T. Reading the illustrations of Jules Verne's Voyages extraordinaires : the example of Le Superbe Orénoque // ImageTexT : interdisciplinary comics studies. - 2006. - Vol. 3, № 1.
4. Jules Verne : les cartonnages Hetzel : [site]. - [S.l.], 2001. (http://hetzel.free.fr).
5. Steinmetz, J.-L. Verne, fantasmagories de la mappemonde // Le Magazine Littéraire. - 2012. - № 521. - P. 74-75.